23 марта Северная Осетия получит мастер-план "Солнечный пояс Алании", который станет, в том числе, основанием для участия в масштабных федеральных программах.
Наша республика всегда славилась своим горным ландшафтом, уникальной природой, древними памятниками истории и культуры, гостеприимством жителей. А вот сервис отставал, тем самым негативно влияя на имидж и привлекательность региона.
Подход к делу по принципу "И так поедут. У нас тут такая красота" не работает. И даже переориентация турпотоков с внешнего на внутренний не спасет. Турист желает не просто посмотреть, но и отдохнуть, развлечься, потратить деньги, но не на ветер, пусть и самый свежий, как в Осетии, а с толком, за оказанные качественные услуги. Альтернатив в России предостаточно. А нам, местным жителям, хотелось бы, чтобы он не только восхитился увиденным, но и посоветовал бы другим побывать в Осетии. Да и сам бы вернулся еще не раз.
Как это сделать? Что для этого делается? В преддверии "высокого" туристического сезона корреспондент "СО" выяснял у первого заместителя председателя Правительства РСО–А Мурата Агузарова.
– Мурат Кимович, если не возражаете, начнем с кластера "Солнечный пояс Алании". Название красивое и многообещающее. А если поподробнее?
– В первую очередь мы определили сам маршрут, что он в себя должен включать. Постараемся, чтобы в этом туристическом кластере было максимальное наполнение, т.е. все точки туристического притяжения должны быть учтены. Несколько лет назад по поручению Президента РФ одной из мер поддержки республики была разработка мастер-плана (документа, который включает в себя все, что касается туристической инфраструктуры). Занимался этим направлением фонд "Посети Кавказ". В принципе все было готово, мы выходили на финишную прямую, но в 2021 году этот фонд был расформирован. Полномочия передали корпорации "Кавказ.РФ", все затянулось, и наконец, благодаря Главе РСО–А Сергею Ивановичу Меняйло, вопрос был решен.
Средства изыскали, цена вопроса – 35 млн рублей. После определения источника финансирования во втором полугодии прошлого года состоялось совещание, на котором были установлены конкретные сроки – до конца декабря 2022 года "Кавказ.РФ" должен был разработать концепцию, а в конце марта 2023 года мы должны получить готовый документ.
27 января состоялась сессия, в которой участвовали все интересанты: разработчики, представители туристического бизнеса, главы администраций районов, по которым проходят основные туристические маршруты. Были подведены промежуточные итоги, проведена коррекция отдельных пунктов с учетом наших рекомендаций.
Мастер-план – документ важный, он, в том числе, служит основанием для участия в федеральных программах, для получения субсидий и пр. Если ничего не изменится, то 23 марта мы должны получить готовый документ – мастер-план "Солнечный пояс Алании", который включает в себя и точки туристического притяжения, и санаторно-курортные объекты, что тоже является для республики одной из точек роста. Согласно ему, будут определены земельные участки для инвестиционного строительства и для привлечения субсидий, к примеру, в рамках национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства", который в числе других национальных проектов реализуется на территории республики.
– Сейчас в республике идет строительство нескольких крупных туристических объектов. Нам этого недостаточно?
– Конечно. Емкость нашего туристического рынка на порядок выше того, что мы сегодня имеем. Более 800 тысяч туристов посетили республику в прошлом году. Что важно отметить: люди, въезжающие в республику, оставляют здесь деньги, и эти деньги должны работать на экономику республики. Это касается всех видов туристического бизнеса.
– Продолжая вашу тему, хочу спросить: статья доходов от туризма значительно пополнила республиканский бюджет?
– К сожалению, значительная часть туристической отрасли работает в "серой" зоне. Мы должны приложить все усилия, чтобы ее оттуда вывести. Если мы создаем инфраструктуру: дороги, придорожный сервис, комплексные места размещения, то все это должно приносить доход в виде налогов, которые платит бизнес, но налогообложение должно быть прозрачным. Здесь ведь еще имеется мультипликативный эффект. По мировым стандартам отдача за каждый вложенный рубль должна составлять три-четыре рубля. То, к чему мы стремимся, это выделение в бюджете статьи доходов от туристической отрасли, чтобы строить дальнейшие планы ее развития.
– Здесь уместно было бы поговорить о введении в Северной Осетии курортного сбора по примеру Ставропольского края. Тема на слуху, если не ошибаюсь, на стадии принятия закона республиканским парламентом, сезон скоро, но не отпугнет ли это туристов?
– Курортный сбор в статусе пилотного проекта введен в Ставропольском, Краснодарском краях, Республике Крым. Там он действует на протяжении пяти лет. Как показывает практика, данные субъекты могут решать свои вопросы и за счет туристического сбора тоже. За прошлый год по этой статье в Ставропольском крае было собрано более 1,2 млрд рублей. Конечно, мы не можем с ними соревноваться, но мое личное мнение, туристический сбор от 50 до 100 рублей в сутки не будет такой существенной нагрузкой для туристов, которые приезжают в республику. Если брать во внимание, что в день они оставляют несколько тысяч рублей, то это небольшая сумма. А для развития экономики республики, в том числе, туристической отрасли, эти средства имеют значение.
– Если не возражаете, о "Мамисоне" говорить не будем, поговорим о других объектах, менее известных для читателя, но начнем с Цея, который вроде и горнолыжным курортом не является, но от этого не менее любим и посещаем.
– По Цею уже давно назрела необходимость переходить к решительным мерам. В силу объективных и субъективных причин дело не двигалось с мертвой точки. Что имею в виду? Прежде всего, необходимо определить статус поселка Цей. До тех пор, пока мы не определим статус, нельзя в него инвестировать. Как только это произойдет, мы определим ответственных лиц за проведение водоотведения, водоснабжения. Что касается электричества, газа, то должны быть потребители и поставщики. Также надо определиться с вывозом мусора.
Скажем так, должны быть выстроены цивилизованные отношения. То, что у территории нет статуса, – на руку владельцам гостиниц и отелей. Ничего не хочу сказать плохого в их адрес, но сегодня другое время, и в стране делается все для развития внутреннего туризма. И возможностей, которые есть сегодня, не было и в помине еще три-четыре года назад. Это меняет всю дислокацию. В общем, сначала – определение статуса, а потом – предоставление инфраструктурных возможностей.
Сегодня услуги уже не отвечают запросам туристов. Можно сказать, что турист избалован, он везде побывал, много видел, и зачастую прежние условия отдыха его не устраивают. И нам надо четко понимать, что туризм развивается на всем Северном Кавказе, и такая природа, как у нас, есть и в других субъектах. Значит, мы должны удивлять и привлекать. По крайней мере, уровень сервиса должен быть не ниже, чем в соседних субъектах. И правильно, что глава республики требует от нас максимального задействования всех механизмов по привлечению субсидий извне по разным федеральным программам.
– Да, вложения большие, а Цей, так скажем, локального значения.
– На любителя. Есть те, кто не променяет его ни на какой другой. Но надо понимать: когда в 2024–2025 годах в строй будет введен Мамисон, часть туристов, которые едут в Цей и Дигорию, вернее, существенный турпоток переориентируется на Мамисон, разгрузятся и Цей, и "Порог неба". Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы туда ехали, но когда люди часами стоят в очереди на канатную дорогу… Вот такое перераспределение, скажем так, Алания-парк здесь, для городской агломерации, Цей, Дигория, Мамисон. Нельзя забывать и о нагрузке на экологию. Как бы нам в погоне за большим количеством туристов не упустить этот важный вопрос. Нагрузку на экологию надо свести до минимума, а это возможности, люди, технические средства, очистные сооружения, начиная от санузлов и кончая локальными очистными сооружениями.
– А чем интересны жителям и гостям республики туристско-рекреационный комплекс "Кахтисар" и "Алания-парк"?
– "Кахтисар" в советские годы был местом паломничества туристов. Там работал фуникулер, сама природа великолепная. Там была турбаза "Кахтисар", и сегодня мы просто возрождаем ее на другом качественном уровне с развитой инфраструктурой.
Это гостиница на 100 номеров, рестораны, кафе, бары, СПА-центр, центр развлечений, аттракцион зиплайн. Уникальный, современный комплекс будет работать круглогодично. Планируемая дата запуска – 2025 год. В рамках проекта будет создано 143 рабочих места. Средства федерального бюджета – 100,5 млн рублей, средства из внебюджетных источников – 1 520 млн рублей.
Что касается "Алания-парка", то, возвращаясь к истории, вспомним, там работала канатная дорога на Лысую гору. Она, по сути, и дала начало проекту. После долгих обсуждений и судебных разбирательств удалось освободить площадку для реализации масштабного проекта. "Алания-парк" включает в себя колесо обозрения диаметром 41 м на вершине горы "Лысая", горнолыжную трассу с ночным освещением разного уровня сложности, трассы для тюбинга, пешеходные тропы, маршруты для катания на горных велосипедах, гостиницы, рестораны, кафе и т.д. Это та зона общей площадью 256 га, где горожане в шаговой доступности могут отдохнуть и получить заряд бодрости. Северный склон будет сдан в эксплуатацию в 2024 году, Южный (парк аттракционов) – в 2026-м. Общий объем финансирования инвестором В.В. Гуриевым – 3,2 млрд рублей. В рамках проекта на первом этапе планируется создать 187 рабочих мест.
– Мурат Кимович, планы, действительно, грандиозные, и наша республика их заслужила. Но, как говорится, еще есть над чем работать…
– Северная Осетия обладает уникальными бальнеологическими ресурсами, сопоставимыми с возможностями Кавказских минеральных вод. Я уже упомянул эту тему, но подчеркну еще раз: в настоящий момент перед нами открыто окно возможностей по развитию санаторно-курортного направления. Оно может способствовать увеличению числа туристов до 300-400 тысяч в год к 2035 году.
Перед нами стоит задача по привлечению инвесторов. Для этого необходимо создавать инвестиционные площадки с прозрачными условиями входа в проект, решить вопросы по недропользованию, предоставлению земли, льгот. Если кратко о проблемах в сфере туризма, которые выявлены на основании анализа данных из социальных сетей и обратной связи от гостей республики – это отсутствие придорожного сервиса по пути следования по туристическим маршрутам, позиционирование Осетии, как места "для посещения на один раз", нехватка достаточного количества средств размещения в сезон. По всем трем направлениям ведется серьезная работа.
– Спасибо. Успешного решения поставленных задач.