Вот что можно прочитать в самом начале этого действительно важного и, надеюсь, знаменательного государственного указа:
"Настоящие Основы определяют главные направления государственной культурной политики и представляют собой базовый документ для разработки и совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих процессы культурного развития в Российской Федерации, а также государственных и муниципальных программ. Правовой базой настоящих Основ является Конституция Российской Федерации. Настоящие Основы определяют цели и стратегические задачи государственной культурной политики, ключевые принципы ее реализации. Государственная культурная политика призвана обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны. Государственная культурная политика признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской Федерации".
Хочется выделить тезис о "приоритетном культурном и гуманитарном развитии как основе экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны", а также признание культурного развития "неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской Федерации". Вот как. Тридцать лет нам внушали, что "экономика – наше все", что "вот сейчас экономику поднимем, а потом уже культурой займемся, наукой, образованием" – и вот, наконец-то, культура признается "основой экономического процветания" и "неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности" России. Все ставится "с головы на ноги". Трудно не приветствовать такое восстановление естественного порядка вещей. В этом смысле указ об "утверждении Основ государственной культурной политики" заслуживает всяческого одобрения, поддержки и представляется революционным. После тридцатилетнего господства неолиберальной, рыночной идеологии и последовательного разрушения культурных основ России впервые во главу угла нашей жизни, нашего государственного и общественно-политического устройства ставится культура – как фундамент и политического, и социально-экономического, и духовно-нравственного развития.
Действительно, вопрос культуры является сегодня центральным, хотя далеко не для всех это очевидно. Угроза полного разрушения подлинной культуры общества, человека должна рассматриваться сегодня на самом высоком уровне, в том числе и на международном – как проблема человечества, цивилизации, как угроза всеобщей катастрофы, на фоне которой по принципу домино могут реализоваться все иные угрозы глобального характера: ядерная, экологическая, климатическая, биологическая, террористическая. Потеря нравственности, здравого смысла, достоинства и других качеств, воспитываемых культурой, может стать катализатором всех этих негативных вариантов развития.
Слово "культура" происходит от греческого "возделывать" и подразумевает традицию, преемственность, воспитание, связь с почвой. Культура укореняет человека во времени и в пространстве, связывает с его предками, современниками и потомками, служит стабильным фундаментом его психики, идентичности. Нет и не может быть культуры вне общества, социума. Разрушение культуры есть разрушение этой пространственно-временной укорененности человека, разрушение его исторической памяти, психики, интеллекта, идентичности – а значит, и разрушение общества, государства, цивилизации.
Сегодня мы наблюдаем очевидный и невиданный прежде цивилизационный, культурный, интеллектуальный и нравственный регресс на фоне бурного развития и обожествления техники и технологий. Достаточно посмотреть на интеллектуальный и культурный уровень высших руководителей Запада. Регресс на фоне прогресса или того, что выдается за прогресс. Вместо служебной функции техника приобрела статус самоценного феномена. Начатки этого явления отмечались и раньше, и литература знает на этот счет много фантастических антиутопий и пророчеств. "Нас настолько американизирует механика, а прогресс настолько атрофирует в нас духовное начало, что с его положительными результатами не сравнится ни одна кровожадная, кощунственная или противоестественная греза утопистов", – писал в середине XIX века Шарль Бодлер. Уже тогда многим людям было очевидно, что из средства, способного улучшить жизнь общества, прогресс стал вещью в себе и для себя, стал угрозой для человека, трансформируя общество и человека в тоталитарную секту биороботов.
На самом высоком международном уровне актуальность и фундаментальность проблемы глубокого кризиса культуры в ее глобальном, цивилизационном измерении подменяются, как это и предвидел Бодлер, "противоестественными грезами утопистов", идеями мирового господства и "новой нормальности", "нового мирового порядка". Политика глобалистов прямо направлена на уничтожение национальных культур и национальных государств. Глобалисты пытаются отменить культурно-исторический опыт и вместо конкретных ценностных ориентиров, выработанных различными народами и культурами на протяжении тысячелетий, апеллируют к абстрактным, так называемым общечеловеческим, ценностям, оказывающимся на поверку всего лишь средством манипуляции массовым сознанием. Культура не может быть абстрактной, она всегда привязана к почве, к корням. Поэтому и не может быть вненациональной. Отрыв от почвы означает только забвение и гибель национальной, а не приобретение какой-то новой и высшей культуры. Подлинные общечеловеческие ценности и мировое гражданство требуют не отказа от национальной культуры, а, напротив, ее, возможно, более полного усвоения и воплощения в действии. Именно так считал выдающийся ученый, лингвист, историк культуры Василий Иванович Абаев.
Сегодня Россия вынуждена сражаться за свой национальный, государственный и культурный суверенитет – и на поле боя, и на геополитическом фронте, и на концептуальном, мировоззренческом уровне идеологической и духовной борьбы. Но так уж случилось, что вызов, брошенный Россией обезличивающей системе однополярного тоталитарного мира, касается не только ее, но и огромного количества народов и культур, человеческой цивилизации в целом. Народы мира смотрят на Россию с надеждой – как на силу, способную спасти человеческую цивилизацию от катастрофы, восстановить мир, баланс и порядок в международном сообществе. Поэтому именно Россия должна ставить на мировую повестку дня проблему разрушения мировой культуры, мировой нравственности, вовлекая в процесс обсуждения этой проблемы и Запад, и Восток, используя культурные механизмы как эффективный инструмент политики.
Поле культуры, культурного диалога может стать хорошей почвой для новой политической ментальности XXI века, основанной на взаимоуважении государств как представителей суверенных национальных культур и традиций. По сути, речь идет о восстановлении основополагающих принципов ООН, которые сегодня грубо попираются. Вопрос культуры должен быть рассмотрен во всей актуальности и полноте.
Проект "Основ государственной культурной политики" был опубликован еще в начале 2014 года, прошел общественное обсуждение, получил активную поддержку, замечания и предложения граждан и был принят как Указ Президента РФ в декабре того же года. В проекте "Основ" был очень важный и реалистичный тезис в разделе "Заключение", который не вошел в финальный текст указа. Выводы, сделанные авторами документа, говорят о том, что они понимают всю сложность, масштаб и деликатность задач по практической реализации "Основ": "Достижение поставленных в Основах государственной культурной политики целей и успешное решение сформулированных задач невозможны в рамках существующей системы государственного управления. Необходима достаточно глубокая реформа этой системы, в процессе которой она должна быть сущностно перенастроена на иные приоритеты, в основу оценки ее эффективности должны быть положены иные – ориентированные на приоритеты культурной политики показатели".
Но "Приоритеты культурной политики" автоматически подразумевают приоритеты социально ориентированной политики. Культура и общество неразрывно связаны. "Сущностно перенастроена" должна быть сама идеология, которая сегодня определяет развитие страны и культуры. Без внятной идеологии и сама реформа, "перенастройка" будет непоследовательной и не даст нужного результата. Позволю себе продолжить логическую линию, вытекающую из приоритетов проекта "Основ государственной культурной политики". Реализация заявленной в "Основах" государственной культурной политики возможна только в социально ориентированном государстве, обществе социальной справедливости и солидарности, которому сегодня противостоят общество потребления, власть капитала, порождаемые этой властью социальный эгоизм, коррупция и культурно-нравственная деградация.
Социальный принцип нельзя примирить с либеральной экономикой, которая переводит культуру и общество в сферу экономических отношений – таким образом, подменяя и отменяя культуру и общество как таковые. Переводит на рыночные рельсы образование, науку, искусство, социальную сферу. Начинает измерять культуру, а затем – и самого человека принципом экономической целесообразности. Таким образом, культура лишается своей фундаментальной социальной функции и, по сути, перестает быть культурой, становясь культиндустрией, снимающей с себя все социальные задачи и открыто провозглашающей своей главной целью зарабатывание денег. Так происходят подмена и отмена культуры. А общество, лишенное этой культуры, непременно деградирует, потому что именно она создает личности. Антипод же культуры – культиндустрия – напротив, стирает личности и производит однородную биомассу.
Необходимо воспитывать граждан России во всем многообразии и целостности культуры, воспитывать личности. Упор должен быть сделан на образование и воспитание новых поколений, развитие культуры и социальной сферы. Это инвестиции, которые заработают уже через пять-десять лет и обязательно принесут позитивные плоды. Это и есть реальная почва для инновационного прорыва, для модернизации в подлинном смысле.
Возвращаясь к Указу Президента РФ от 24.12. 2014 г. № 808 об "Утверждении Основ государственной культурной политики", хочется отметить, что это очень важный и хорошо продуманный документ, стратегия, план развития, реализация которого может существенно укрепить Россию как государство и улучшить жизнь ее граждан. При всем своем скромном внешнем виде, в отличие от гламурной "Четвертой промышленной революции" Клауса Шваба, Указ Президента РФ об "Утверждении Основ государственной культурной политики" – это один из немногих законодательно принятых Россией проектов, который комплексно, на идейном, концептуальном и глобальном уровнях противостоит античеловечным цифровым антиутопиям глобалистов – именно с позиций традиционного гуманизма, традиционной культуры и традиционной цивилизации, поэтому его скорейшее внедрение в практическую жизнь россиян, в деятельность государственных институтов России представляется крайне важным.
Кроме того, Указ Президента об "Утверждении Основ государственной культурной политики" не только нужно внедрять в России, но и предложить концепцию "культурного развития" всему миру. Есть все основания думать, что такой проект будет положительно воспринят большинством стран и народов, даже теми, которые сегодня официально враждебны России.
Аслан ГАЛАЗОВ,
кинорежиссер