[B]К произведениям классиков национальной литературы нередко обращаются режиссеры театров. Причина этого ясна – все то, что написано, вне зависимости от эпохи, всегда актуально. Нельзя забывать о своих корнях, традициях и обычаях. Поэтому такие произведения своевременны и необходимы. [/B]
Национальная литература, возвращая к истокам, дает ответы на многие вопросы в настоящем. Самые банальные, но всегда злободневные из них: "Что такое хорошо, а что такое плохо?", "В чем проблемы социального неравенства?", "Почему у старшего и младшего поколения такие разные взгляды на жизнь?"...
Произведения осетинских писателей играют важную роль в культурном развитии народа. Многие из них входят в школьную программу. В их числе рассказ Иласа Арнигона "Челе".
На днях историю о человеке, который всю свою жизнь не покладая рук трудился, и в праздники не веселился со своими сверстниками, не ощутил любовь близких ему людей, потому что требовал от них того же, представили на сцене Северо-Осетинского государственного академического театра им. В. Тхапсаева. Режиссер-постановщик и автор инсценировки – народный артист РСО–А Александр Битаров. В роли Челе − заслуженный артист РФ Казбек Губиев и заслуженный артист РСО–А Аслан Тигиев.
Перед обоими актерами стояла непростая задача – показать не только трудягу, любящего работать всей душой, но и в то же время человека скверного характера, тирана, держащего в страхе все село. Получился такой неоднозначный персонаж, соединяющий в себе положительные и отрицательные качества.
За действом, происходящим на сцене, было интересно наблюдать от начала и до конца. Как только открылся занавес, зал наполнила этническая музыка. Затем появился сам Челе со своими четырьмя невестками. Он сразу предстал во всей красе: строгим, подчиняющим себе всех женщин и одновременно работящим.
Как известно, человек не может жить вечно. Вот и Челе настигла смерть. Большая часть действия посвящена его предсмертному состоянию и поведению людей вокруг. Никто не скорбит о нем, наоборот, многие радуются его скорейшему уходу. Лишь только супруга дежурит целыми днями у постели мужа, ухаживает за ним и льет слезы.
Невольно начинаешь задумываться о том, что действительно важно, как ты относишься к людям. Если плохо, то также будут относиться к тебе, несмотря на то, есть ли у тебя какие-то положительные качества или нет. Челе всю жизнь был скрягой, вот и получил в ответ равнодушие со стороны односельчан.
Интересна также и концовка спектакля: Челе спустя много лет вернули рашпиль, который он когда-то одалживал, и он на миг оживает. Подскочив с кровати, он спешит забрать его из рук сына. Но, получив заветный предмет, умирает, зажав его в руке.
Стоит отметить большую работу, проделанную режиссером. Из небольшого рассказа, он сделал целую пьесу. Добавил диалоги персонажей и придал спектаклю музыкальность. К слову, о музыке: в постановке звучат произведения Франца Шуберта, Николая Петрова и Мурата Плиева. Вопрос − как можно было это все соединить? Ответ – очень даже успешно, и все это гармонично сочетается с сюжетом и героями.
"Я с детства знаком с "Челе". Но особо обратил на него внимание во время работы со студентами в СОГУ. Я стал больше углубляться в материал, обращать внимание на то, чего раньше не замечал. Долго работал над инсценировкой, старался не испортить первоначальный вариант. Но форма самого спектакля является моей, авторской. Постановка получилось метафоричной и символичной. Жанр я определил как трагифарс. "Челе" − это гениальное произведение не только по своему содержанию, но и по языку автора", − рассказал Александр Битаров.