В конце января Президент РФ Владимир ПУТИН поручил федеральному Минобрнауки разработать и включить курс "Основы российской государственности" в программы высшего образования. Нормативная база для этого была подготовлена ранее, в том числе поправками к Конституции РФ и указом о национальных целях развития до 2030 года.
Проект "ДНК России", стартовавший в прошлом году, направлен на вовлечение академического сообщества в учебно-методическое и научно-исследовательское сопровождение государственной политики в области просвещения, высшего образования и молодежной политики. В рамках проекта ученые занимаются выявлением ключевых мировоззренческих ориентиров современных россиян и на основе общенациональной и междисциплинарной дискуссии разрабатывают курс "Основы российской государственности" для преподавания в вузах.
Новая программа будет введена для первокурсников всех вузов России уже с 1 сентября этого года. По словам научного руководителя проекта "ДНК России" Андрея Полосина, в междисциплинарном курсе будут использованы компоненты социологии, психологии, политологии, философии, экономики, географии, права. При этом дублировать существующие предметы новая дисциплина не будет.
Эксперты и преподаватели вузов ЮФО и СКФО также работают над содержанием и концепцией курса, инструментами, которыми смогут пользоваться преподаватели в рамках дисциплины. Уже обсуждали на состоявшихся конференциях алгоритм ее внедрения в образовательные программы.
Эксперты представили результаты работы над разделами "Что такое Россия?", "Россия – государство – цивилизации", "Российское мировоззрение и ценностные константы российской цивилизации", "Политическое устройство России" и "Вызовы будущего и развитие страны".
Как было подчеркнуто, новый учебный курс "Основы российской государственности" не будет дублировать уже идущие в вузах пары по истории и другим гуманитарным наукам и не заменит их.
"Курс призван показать высокую степень ответственности и столь же высокую вариативность трактовок тех или иных политических решений лидеров России в разные времена. Создаем систему экспертного обеспечения деятельности образовательных процессов и процессов подготовки принятия решений", – отметили участники конференции.
Изучение подобной дисциплины необходимо, чтобы понимать себя частью своей Родины, уверен профессор кафедры "История" Севастопольского государственного университета Сергей Данильченко. Особенно это важно в нынешних реалиях.
"Введение подобной дисциплины в образовательную программу давно назрело. Российская государственность существует на протяжении тысячи лет. Она эволюционировала, ее эволюция определяла развитие российского общества. Новый курс – это второй этап развития широкого гуманитарного образования. Первый был связан с тем, что был модернизирован курс "История России" для всех направлений подготовки. Этот предмет изучался в течение семестра, "Основы российской государственности" будут читаться целый год. Он будет включать информацию также о политических основах, духовных, экономических, субкультурных и правовых", – рассказал Сергей Данильченко.
И тут возникает вопрос: "А нужно ли это инженерам?"
"Новый предмет понравится будущим инженерам, поскольку будет рассказывать им о "коллегах по цеху". У представителей этой профессии есть "аллергия" на гуманитарные дисциплины, поэтому очень важно говорить о мировоззрении для инженеров не абстрактно, а через историю и судьбы ранее и ныне живущих великих инженеров, ученых, изобретателей, технологических предпринимателей. Именно это мы и хотим сделать. Очень важно адаптировать содержание курса под восприятие студентов-инженеров", – отметила Ольга Голышенкова – председатель координационного совета Общественной палаты РФ по развитию сообществ молодых специалистов, президент ассоциации "МАКО". По ее словам, для формирования программы нового курса организаторы конференции пообщались как со студентами, так и с преподавателями технических вузов. Для первых были проведены демоуроки, по итогам которых студенты высказывали свои идеи о том, чем можно дополнить новый предмет. Вторая аудитория конференции – профессорско-преподавательский состав.
"Мы работаем с преподавателями, чтобы прийти вместе к тому варианту содержания, подачи материала, который им самим был бы интересен и понятен. Мы получили много критических замечаний, было много дискуссий, и мы этому рады", – отметила Голышенкова.
В свою очередь ректор Томского политехнического университета Дмитрий Седнев подчеркнул, что технические вузы, безусловно, должны прививать студентам критическое мышление, которое является неотъемлемой частью инженерной деятельности. По мнению Седнева, этому, в том числе, поспособствует и новый предмет.
Важный момент – базовая инженерная подготовка с точки зрения социально-гуманитарных дисциплин. "Мы считаем, что через новые подходы, которые будем использовать, будь то дискуссионные клубы, увеличение семинарских занятий, мы обязаны поставить критическое мышление. Еще один аспект – работа в командах, без этого любому инженеру никак", – отметил ректор.
Подготовка инженеров в России сегодня – самый ключевой приоритет.
Об этом председатель правительства Михаил Мишустин сообщил во время ежегодного отчета в Государственной думе. По его словам, все больше школьников сдают ЕГЭ по физике, информатике и математике.
"Количество ЕГЭ по этим техническим наукам растет. И я обязательно хочу поручить Минобрнауки и Минпросвещения РФ сделать спецпрограмму для развития у школьников интереса именно к инженерному образованию. Поскольку сегодня мы делаем целый ряд проектов, в том числе 30 передовых инженерных школ, которые нам позволят сформулировать правильные тезисы для воспитания ребят в этой области и создать спрос на инженерных специалистов", – сказал Михаил Мишустин.
С 1 сентября 2022 года свыше 2 тысяч молодых людей приступили к занятиям в передовых инженерных школах. За первый год реализации проект охватил 69 регионов страны.
Важно понимать, что для инженерного образования, в том числе для студентов СКГМИ (ГТУ), сегодня стоит сверхзадача – формирование нового поколения инженеров-конструкторов. Не только тех кадров, которые работают на обеспечение уже имеющихся технологий, но и тех, кто будет разрабатывать технологии, новые решения. А без комплексного подхода и гуманитарного знания обеспечить правильную мыслительную деятельность, организацию командной работы невозможно. Надо иметь в виду, что курс "Основы российской государственности" с самого начала своего проектирования и построения организовывался как курс, который разрабатывают сами преподаватели вузов РФ.
России все-таки нужны инженеры-творцы, а не квалифицированные потребители.