Все мы помним киоски советской печати, с которых начиналось утро у большинства людей нашей страны, да и республики тоже. С переходом на рыночную экономику в России торговые нестационарные объекты, специализирующиеся на распространении прессы, периодики, к большому сожалению, стали закрываться. Конечно, некоторые издания доходят до читателя через подписку, но из-за высоких цен не все могут позволить себе получать газету через почту, да и розничную торговлю прессой никто не отменял. А тем временем ежедневную республиканскую (и не только) прессу практически невозможно купить в розничной торговле.
"СО" не раз писала о том, как с начала 2000-х киоски постепенно стали переходить в частную форму собственности. Не стало государственного участия в этой системе, она фактически рухнула. "Союзпечать" ликвидировалась, киоски перешли, по сути, в частные руки. В некоторых случаях их отдали в аренду киоскерам, которые продолжали попытки сохранять продажу газет, но при этом упал ассортимент, практически исчезла федеральная периодика. Для того чтобы платить аренду, люди вынуждены были разнообразить товары, и по факту газет оставалось 2–3 наименования. Таким образом мы вообще потеряли систему распространения прессы. Именно в это время наш комитет по делам печати и массовых коммуникаций разработал проект подпрограммы №6, которая вошла в госпрограмму "Развитие средств массовых информаций, массовых коммуникаций, книгоиздания на период до 2025 года". О том, что это за программа, как она реализуется, что удалось сделать на сегодня и каковы ее перспективы, рассказала заместитель руководителя республиканского ведомства Мадина ГАБАЛОВА.
– Комитет по делам печати, начиная с 2019 года активно исполняет поручения Президента РФ, которые были сформулированы еще на Госсовете в 2014 г., а в 2019 г. доведены до регионов, как обязательные к исполнению. Напомню, о чем они были. О необходимости обеспечения доступа граждан к информации, в том числе посредством розничной торговли периодики. Да, в советское время были киоски "Союзпечати", потом произошло переформатирование самой системы, но, прекрасно понимая, что обеспечение доступа к информации – это право граждан, закрепленное Конституцией, наш комитет разработал проект подпрограммы №6, которая вошла в нашу госпрограмму "Развитие средств массовых информаций, массовых коммуникаций, книгоиздания на период до 2025 года". Мы предложили правительству создать сеть нестационарных торговых объектов по торговле периодикой и книжной продукцией, дополнив своей, региональной деталью, и передать ее в хозяйственное ведение ГУПа "Издательство "ИР". Объясню, почему: ведь если сеть киосков будет находиться под управлением государственного унитарного предприятия, то мы сможем сохранить контроль за специализацией этих киосков, чтобы они не потеряли главный профиль торговли. Наша инициатива была поддержана правительством.
Известно, что редакции печатных СМИ работают по классическому канону: сбор информации, обработка и ее распространение. Но, увы, газеты распространяются сейчас в основном посредством подписки через Почту России. С розницей существуют большие проблемы. Так как у нас мало было нестационарных торговых объектов, где жители могли приобрести периодику (еще недавно во Владикавказе практически невозможно было купить республиканскую или районную газету, то же самое в районах), мы пришли к выводу о необходимости открытия специализированной сети киосков. Почему мы предложили в ассортимент и книготорговлю? Потому что у нас есть легендарное 100-летнее издательство "Ир", которое в советское время реализовывало свою продукцию через "Книготорг", впоследствии тоже ликвидированный. Торговать книгами было негде, какое-то время арендовали уголок в магазине, но это никак не удовлетворяло потребности издательства, и, самое главное, потребности людей в книгах, особенно осетинских. Поэтому и была профилирована наша сеть на реализации периодики и книжной продукции.
– Насколько я знаю, сегодня есть нормы, регламентирующие количество киосков на определенное количество населения. О каких цифрах идет речь?
– Еще в 2014 году Минкомсвязи России, нынешнее Министерство цифрового развития РФ издало приказ №197, который четко регламентирует нормы обеспечения населения нестационарными торговыми объектами, то есть киосками. Так, в городах – миллионниках на 1500 человек должен быть один киоск. Если речь идет о крупных городах, таких, как Владикавказ, то в распоряжении 2500 жителей должен находиться один павильон. В населенных пунктах численностью менее 50000 человек предусмотрен один киоск на 4000 жителей.
Когда комитет по делам печати и массовых коммуникаций произвел расчет, то оказалось, что по нормативам в Северной Осетии всего должно быть 223 киоска. Речь именно о нестационарных торговых объектах – это могут быть киоски, палатки, брендированные стенды и т.д.
– А что это – "брендированные стенды", где они будут стоять?
– У нас много сельских населенных пунктов, и мы прекрасно понимаем, что ставить там отдельный киоск торговли прессой – убыточно, поэтому предварительно достигли соглашения с Почтой России о том, что брендированные стенды – как элементы нашей единой торговой сети – будут располагаться внутри почтовых отделений. Сегодня районные газеты распространяются только через подписку, купить газету соседнего района, а то и свою "районку", практически невозможно. Но ведь если человек живет в Алагирском районе, то он должен иметь возможность купить не только свою, но и другие "районки", а также республиканские, федеральные газеты – раз мы говорим про интеллектуальное развитие нашего населения и его адекватную информированность.
И, кстати, в приказе минцифры четко прописана не только численность киосков, но и ассортимент товаров, и при этом очень важно, что около 70% – периодика и книги.
– То есть, в киосках можно реализовывать и непрофильные товары?
– Да, к реализации допускается большой ассортимент товаров, потому что торговля только книгами и периодикой – заведомо убыточна. И нужна некая господдержка. Самое главное, сохранять общий – газетно-книжный – профиль, но не запрещено торговать, к слову, прохладительными напитками, канцелярскими товарами, кофе, сувенирами, оказывать какие-то услуги, например, ксерокопирования, приема платежей… Чтобы в сегодняшних реалиях это было для ГУПа рентабельно. И сейчас как раз идет "обкатка".
– Сколько всего уже киосков в рамках программы есть в Осетии?
– Вы уже знаете, что наша сеть называется "Ногбон". Старт мы дали двумя прекрасными объектами во Владикавказе в 2021 году: один киоск радует горожан в районе ЖД-вокзала, а второй – на Архонском перекрестке, возле автовокзала. Нам очень хотелось начать реализацию проекта, и мы были довольны первыми результатами. Объекты органично вписались в архитектуру города. Надо отметить, что нам помогла разработать проект, концепцию сети одна воронежская компания, вместе с этими талантливыми ребятами мы согласовали полный брендбук с логотипами, оформлением, другими дизайнерскими элементами и архитектурными проектами. Дизайн оценили и наши коллеги из других регионов России на самом высоком уровне.
В прошлом году удалось поставить еще пять объектов – в Моздокском, Дигорском, Правобережном и Кировском районах (представители АМС районов тоже оценили наш стиль), и, наконец, скоро откроется наш флагманский павильон во Владикавказе, в районе магазина "Чайка", на пр. Коста. Почему флагманский? Потому что его площадь гораздо больше – 17 кв.м, и в нем будет представлен более широкий ассортимент. В этой связи хочу поблагодарить главу АМС нашего города Вячеслава Мильзихова, его зама Зураба Дзоблаева, начальника подразделения Артура Березова, руководство Моздокского, Дигорского, Правобережного и Кировского районов за поддержку, оказанную помощь, содействие в том, чтобы мы получили нормальные места под киоски. Очень приятно, что они стали нашими единомышленниками, что им очень понравился проект.
Для каждого нашего объекта предусмотрели высокую бетонную подушку, чтобы они были долговечными. Все они оборудованы "теплым полом", оснащены современной мебелью, есть система кондиционирования. Со временем будем их дооснащать – анализировать, какой ассортимент более востребован, какие книги, сувениры жители и гости республики хотели бы приобрести.
В крупных городах газетные павильоны часто становятся центром притяжения всего района – утром открывается, выставил свои стенды, и идет оживленная торговля. В будущем мы тоже планируем кроме периодики предоставлять и путеводители для туристов, сувениры, иную продукцию. Все это будет выглядеть очень привлекательно, эстетично.
Для нас было важно то, чтобы житель Владикавказа мог купить любую газету, в том числе и "районку", в наших киосках, так же и жители районов у себя. Издательство обеспечило доставку федеральной прессы, в районах идет подбор продавцов. Стратегически мы можем наполнять ассортимент, он может быть ориентирован на любой вкус – на туристов, любителей журналов и книг, и это может быть не только продукция нашего издательства "Ир", но и крупных российских типографий. То есть, потенциал у этих объектов очень большой. Конечно, есть и определенные трудности, потому что в издательстве само оптово-розничное подразделение было создано не так давно, очень важно подготовить персонал. В прошлом году на субсидию в рамках подпрограммы "Ир" приобрело хорошую грузопассажирскую "Газель", она очень помогает в работе.
Ну, и что тоже очень важно, – на базе трех наших владикавказских киосков будет организована подписка на газеты за более приемлемую цену, нежели у Почты России, будем проводить акции по аналогии с Днем подписчика и др. Такую же систему планируем ввести и в районах.
– Мадина Руслановна, сколько еще киосков появится в этом году?
– Наступивший год – очень сложный, но мы постараемся закрыть вопрос еще по трем объектам – Алагирскому, Ардонскому и Ирафскому районам. И тогда в этом году у нас будет во всех районах по одному киоску. Дело это полезное, о чем свидетельствует и то, что мы получаем благодарности и от руководства, и от жителей. Хочется создать максимально комфортные условия для людей, мы и дальше будем следовать этой цели.