В 30-х годах прошлого столетия Советский Союз оказал военную помощь не только испанскому народу в борьбе против фашистского режима генерала Франко, но и китайскому в борьбе против японских милитаристов.
В это время в Азии против народа Китая развязали агрессивную войну японские милитаристы. Японское командование планировало за три месяца захватить Китай, затем страны Юго-Восточной Азии, а после этого начать войну против Советского Союза. В защиту Китая выступил лишь только СССР.
24 сентября 1931 г. Народный комиссар иностранных дел СССР М. М. Литвинов выступил с заявлением, в котором выразил "полное моральное, душевное и эмоциональное сочувствие Китаю и желание оказать ему всю необходимую помощь". 12 декабря 1932 года СССР восстановил дипломатические отношения с Китаем. Это решение советского руководства поддержало и воодушевило сопротивление китайского народа. В Китае война получила название "Война сопротивления Японии". К 1937 году японские милитаристы захватили многие китайские города и села. 21 августа 1937 года министр иностранных дел китайского правительства Ван Чунхой и посол СССР в Китае Д. В. Богомолов от имени своих правительств подписали в Нанкине Договор о взаимном ненападении. Этот договор оказал огромную политическую и моральную поддержку Китаю в его борьбе против японских агрессоров. Он стал важным фактором укрепления советско-китайских отношений.
Китайское правительство обратилось с просьбой к руководству СССР об оказании помощи в подготовке военных кадров Китая. На эту просьбу Советский Союз откликнулся сразу же. В конце 1937 года советское правительство назначило М.И. Дратвина военным атташе посольства СССР в Китае и главным военным советником китайской армии, а с 1937-го по февраль 1942 года эту должность занимали Черепанов, Качалов, Чуйков. С мая по июнь 1938 года в Китай приехали первые 27 военных советников. Если в октябре 1939 года в различных родах войск работало 80 человек, то уже в 1940 году – уже до 200 специалистов. В августе 1939 года советские военные специалисты помогли Китаю открыть в Инине (Синьцзян) авиашколу, до 1940 года здесь проходили подготовку под руководством советских инструкторов 328 человек летного состава, часть китайских летчиков проходила обучение в Советском Союзе. В период с 1938 по 1939 год в советских авиашколах обучалось – 1045 летчиков и 8354 авиатехников из Китая. Всего за годы Японо-китайской войны более 90 тысяч китайских авиаспециалистов прошли подготовку у советских инструкторов. При содействии советских военных специалистов в Урумчи в 1937–1940 годы была открыта и работала школа по подготовке командных кадров для частей и соединений китайской армии. Китай был слабым экономически, крайне отсталым в военном отношении, ему нужны были кредиты и помощь в виде оружия, чтобы противостоять японским милитаристам. Китайское правительство обратилось с просьбой к руководству СССР о поставке оружия и военного снаряжения для китайской армии.
Помощь Советского Союза сыграла огромную, решающую роль не только в создании вооруженных сил Китая, но и в борьбе китайского народа против японских захватчиков. В 1937 году китайская авиация понесла в боях с японскими милитаристами большие потери, погибли почти все опытные летчики. 27 августа 1937 года глава китайского правительства Чан Кайши обратился с просьбой к советскому правительству о направлении в Китай советских летчиков и инструкторов для обучения китайских летчиков. Просьба была удовлетворена.
В конце 1937 – начале 1938 года тремя группами в Китай была направлена эскадрилья истребителей И-15 под командованием А.С. Благовещенского, а к июлю 1938 года – эскадрилья бомбардировщиков в составе 66 человек во главе с полковником Г. И. Тхором. К середине февраля 1939 года в Китай на разные сроки прибыли 712 добровольцев – летчиков и авиатехников. Уже 21 ноября 1937 года советские летчики открыли боевой счет.
Самый крупный воздушный бой за все время Японо-китайской войны произошел над Уханью 29 апреля 1938 года. В день рождения императора японцы решили отомстить за бомбардировку Тайваня, вступили в воздушный бой с советскими истребителями. В 30-минутном бою советские летчики сбили 11 японских истребителей и 10 бомбардировщиков, потери – 12 самолетов, пилотируемых китайскими и советскими летчиками. В этом бою отважный летчик Григорий Кулишенко погиб смертью героя. В китайском городке Чунцин, на месте захоронения советского летчика-героя Григория Кулишенко был установлен памятник. За все время этой войны смертью храбрых погибли 236 советских летчиков. Большая группа советских ассов была награждена орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды, 14 было присвоено звание Героя Советского Союза.
Одним из героев этой войны был советский летчик, славный сын Осетии Алексей Егорович Бурдзиев. Определенную роль в судьбе Алексея сыграл его старший брат Харитон (Хаджумар), кадровый офицер. Именно он настоял на том, чтобы Алексей стал военным. Родители Харитона и Алексея были выходцами из высокогорного села Дагом Алагирского ущелья. Харитон и Алексей родились в с. Алагире. У Харитона была мечта – стать кадровым военным, поэтому после окончания рабфака в 1928 г. он добровольно вступил в ряды Красной армии. Закончил в Краснодаре Северо-Кавказскую кавалерийскую школу горских национальностей, служил во многих военных округах страны. Мирную жизнь нарушила начавшаяся Великая Отечественная война. Харитон Бурдзиев с первых ее дней был на фронте. Защищал Москву, в составе Кавполка будучи командиром эскадрона участвовал со своими конниками в рейдах по тылам врага под Москвой, в боях по освобождению Украины, Польши, Румынии, Чехословакии. 12 апреля 1945 г. был атакован г. Годонин. К полуночи в ожесточенном, кровопролитном бою город был взят. В этом бою смертью храбрых погиб гвардии майор Харитон Егорович Бурдзиев. Отважный герой не дожил до Великой Победы, не вернулся к родному очагу, где его ждали жена и дети. Долгие годы родные не знали точного места захоронения Харитона. Лишь в 2016 г. они смогли посетить его могилу в словацком г. Годонин.
Младший брат Алексей, или, как его звали в семье, Муцца, стал военным летчиком, специалистом-механиком авиации. Учился в аэроклубе г. Ростова-на-Дону, освоив профессию пилота. В 1930 году, окончив институт, Бурдзиев вернулся домой в Осетию. В это время в Буроне началось освоение рудника цветных металлов, туда стала поступать горная техника, которую надо было скорее доставить к руднику. Алексея назначили начальником по эксплуатации горной техники Буронского рудника. Действительную службу в рядах Красной армии Бурдзиев проходил в Белоруссии, в городе Гомеле, в конном полку, где вскоре был назначен командиром отделения. На учениях Белорусского военного округа проходил смотр боевой готовности конников, на котором присутствовали Маршалы Советского Союза Климент Ефремович Ворошилов и Семен Михайлович Буденный. Алексея Бурдзиева наградили путевкой в санаторий в Ялту. Во время отдыха он получил телеграмму о немедленной явке в отдел кадров Народного комиссариата обороны СССР. В Наркомате Алексею Егоровичу предложили вернуться вновь в авиацию. Он был направлен на учебу в Приволжскую авиационную школу, а оттуда – в авиаполк скоростных бомбардировщиков, которым командовал полковник Николай Скрипко, впоследствии Маршал Советского Союза.
Через некоторое время Алексея с группой других летчиков направили в Китай. Так Муцца начал сражаться за свободу и независимость китайского народа против японских агрессоров. Много воздушных боев, бомбардировок провел Алексей в небе Китая. После выполнения очередного задания, возвращаясь на базу, советские бомбардировщики столкнулись с японскими истребителями. Завязался воздушный бой, по нашим самолетам била японская зенитная артиллерия. Во время этого боя самолет Бурдзиева был подбит, второй пилот и радист погибли, а Алексей ранен. После лечения в госпитале в Москве Алексей Бурдзиев был направлен в полк бомбардировочной авиации, так называемый Ташкентский полк, который базировался под Вязьмой. Фашисты рвались к Москве, они хотели во чтобы то ни стало захватить столицу нашей Родины. Алексей Егорович со своими боевыми товарищами защищал небо Москвы. Он совершал боевые вылеты, бесстрашно вступал в воздушный бой с фашистскими стервятниками, бомбил скопления врага, мосты, танковые колонны. Самолет Муцца в боях был сбит дважды, однако, подлечившись, он вновь возвращался в строй.
После разгрома фашистских войск под Москвой в феврале – марте 1942 года полк Бурдзиева получил ответственное задание: уничтожить вражеские колонны, которые двигались с территории Белоруссии в направлении Москвы. Во время выполнения задания наши летчики были обстреляны вражескими зенитно-артиллерийскими установками, несколько самолетов было подбито. В том числе и Алексея Бурдзиева, уже в третий раз, недалеко от хутора Водопой. Его спасли местные жители, они доставили Муццу к белорусским партизанам. Врачи сделали все для спасения отважного летчика, но предупредили, что с авиацией надо будет расстаться. После выздоровления Бурдзиева доставили на Большую землю. По настойчивой просьбе Алексея оставили в авиации. Он был направлен на Сталинградский фронт. Ему было поручено защищать важнейшие стратегические объекты от налетов вражеской разведывательной авиации. Муцца, приступая к новым обязанностям, использовал свои знания. И сколько ни пытались враги проникнуть в наш тыл, они всегда наталкивались на четкую работу советских авиаторов.
После окончания войны Алексей Егорович еще многие годы был связан с авиацией, работал инженером-механиком, обучал молодых пилотов летному делу.
На примере жизни братьев Бурдзиевых может учиться подрастающее поколение. Их жизнь – ярчайший пример беззаветной любви к своему Отечеству, к своему народу.