Год педагога и наставника... Хотелось бы, чтобы он был ознаменован каким-то особым позитивным событием. Таким могло бы стать коллективное написание педагогическим сообществом республики книги "Практикум по педагогике".
Как это осуществить? Прежде всего нужна площадка, где бы педагоги имели возможность общаться между собой, делиться опытом, предлагать идеи, не только демонстрировать свои достижения (как обычно водится), но и, что архиважно, говорить о своих недостатках, ошибках. Идеальной площадкой могла бы стать газета "СО". К примеру, ввести рубрику "Страничка педагога". Все педагоги, особенно молодые и будущие, получили бы хорошую школу. Тем для обсуждения много. Приведу несколько: 1. Может ли хорошо знающий свой предмет учитель быть плохим педагогом? 2. Доброжелательное отношение педагога к воспитанникам не должно зависеть от оценок в журнале. 3. Значение открытых уроков. 4. Система опросов. 5. "Как много сделано ошибок" и еще много, много других тем.
Об ошибках. Тяжело вспоминать о двух судьбоносных, вернее – судьборазрушающих ошибках, допущенных мной. Про одну написала в своей книге "Педагогические этюды", о второй – расскажу сейчас... Зайдя в фойе школы, увидела женщину, сидящую на скамейке. Она из одного кармана доставала семечки, шелуху клала в другой карман. Рядом сидел мальчик лет девяти. Вдруг к женщине подскочила завуч и начала на нее кричать. Обозвала ее, чуть ли не уличной хулиганкой. Мальчик, слушая эту тираду завуча, испугано съежился. У меня времени на размышления не было, потому я не дождалась конца инцидента. Но ситуация отпечаталась в памяти на всю жизнь и мучает меня, когда думаю о судьбе того мальчика. Как я могла уйти, оставив ребенка в такой ситуации, которая могла исковеркать ему судьбу?! Увидеть свою мать, которая для него святая, такой униженной...
Терзает меня мысль: почему тогда не успокоила ребенка. Мне надо было показать ему, что у него замечательная мама, а маме сказать тактично, что школа не то место, где можно грызть семечки. Тогда мир его рухнул, сердце наполнилось разочарованием, а, возможно, и злостью, которую хочется выплеснуть... Не надо быть выдающимся психологом, чтобы представить состояние мальчика, его дальнейшее поведение, к примеру, в коллективе. В памяти его сохранится это злобное поведение завуча, и любое, даже справедливое замечание в свой адрес будет у него вызывать агрессию. Вот так – один "педагог" посеял зло, а другой не предотвратил его. Этот случай может послужить уроком для начинающих и будущих педагогов. Даже у заслуженных учителей наберется немало подобных ошибок, о которых можно рассказать на страницах газеты.
И когда наберется достаточно материала, можно будет из избранных издавать книгу "Практикум по педагогике", конечно, с комментариями специалистов.