Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

Борьба за умы молодежи обостряется

[F]В российских вузах появится дисциплина по противодействию терроризму и экстремизму[/F]

В образовательные программы российских вузов включат новую дисциплину. Об этом 4 апреля 2023 года сообщила пресс-служба Минобрнауки России.

В соответствующем приказе ведомства предлагается заменить формулировку гражданской позиции студента на "способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности". Ранее гражданская позиция студента была сформулирована как "способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению".

В пресс-службе пояснили, что нововведение затронет учебные программы бакалавриата и специалитета. Приказ вступает в силу с 1 сентября 2023 года.

В федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования будет включена универсальная компетенция по противодействию экстремизму, терроризму и коррупционному поведению.

Компетенция — способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных либо жизненных ситуациях. Универсальные компетенции включают в себя результаты освоения образовательной программы определенного уровня высшего образования, отражающие общие знания, социальные и личностные способности обучающихся и позволяющие им быть успешными независимо от специфики и направления профессиональной деятельности.

В образовательные программы вузов включены к освоению студентами знания по нетерпимому отношению к проявлениям экстремизма, терроризма и коррупционному поведению и умения противодействовать им в профессиональной деятельности.

С 1 сентября прием и обучение в вузах будут осуществляться по обновленным образовательным программам, которые предусматривают, в том числе, формирование навыков бесконфликтного общения, умение отстаивать собственное мнение, противодействие социально опасному поведению.

Решение о том, как универсальная компетенция по противодействию экстремизму, терроризму и коррупционному поведению будет внедрена в образовательный процесс, сколько часов займет ее освоение, принимается вузом самостоятельно.

Минобрнауки России запланировало обязать вуз формировать у студентов нетерпимость к экстремизму и терроризму. Соответствующий приказ ведомства опубликован на официальном портале правовой информации.

Экстремизм и терроризм давно уже перестали быть абстрактными понятиями и воспоминаниями из учебников истории середины ХIХ века с мятежными бомбистами и народовольцами, взрывавшими царские кареты. Это явление стало повсеместным и приобрело значение глобальной проблемы, угрожающей каждому человеку и человечеству в целом.

Если вбить в поисковую систему формулировку: "Противодействие идеологии терроризма и профилактика экстремизма в образовательных организациях", можно получить огромное количество информации с перечислением имен ученых, политиков, практиков и их трудов, в которых, казалось бы, предусмотрено все – от усиления охраны, пропускного режима, описания паспорта безопасности объекта и оперативности его службы оповещения до развития нормативной правовой базы, создания механизмов эффективного влияния на процессы социализации личности, формирования толерантности, воспитания гражданской ответственности и патриотизма у молодых людей и т. д. Хотя будем честны: наши усилия все еще недостаточны в противостоянии радикализму, экстремизму, терроризму, национализму, фанатизму, шовинизму, сепаратизму, фундаментализму и прочим "измам", они, как звенья бесконечной цепи, сковывают стремление молодых соотечественников к безопасной жизни. К тому же юношеские нигилизм и бунтарский дух трудно назвать союзниками в попытках искоренения деструктивного поведения в образовательной среде. Выигрыш в борьбе за умы и души молодых людей, к сожалению, не всегда за нами, но положительных примеров немало, и работа ведется огромная.

Конституция устанавливает равенство прав и свобод граждан вне зависимости от ряда признаков (пол, раса, национальность, религия и т. д.), в том числе на образование; запрещает любые формы дискриминации граждан, а также создание организаций, деятельность которых направлена на свержение конституционного строя, подрыв территориальной целостности и разжигание розни. Федеральный закон "Об образовании" закрепляет понятие "воспитание" как комплексную деятельность, направленную, в том числе, на формирование уважения к закону и социокультурным, духовно-нравственным ценностям.

В Федеральном законе "Об основах системы профилактики правонарушений" устанавливается фундамент профилактической работы, направленной на предотвращение правонарушений и антиобщественного поведения, а также основные направления (в том числе, противодействие терроризму и экстремизму) и формы профилактической работы (от бесед до социальной адаптации). В Федеральном законе "О противодействии терроризму" закрепляются принципы, направления, организационные основы противодействия терроризму на федеральном, региональном, местном уровнях.

Общегосударственная система противодействия терроризму детально описывается в Концепции противодействия терроризму. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019–2023 годы включает перечень мероприятий среди населения страны по противодействию идеологии терроризма. Ряд антитеррористических мероприятий направлен и на привитие обучающимся российских традиционных духовно-нравственных ценностей, перечень которых зафиксирован в Стратегии национальной безопасности. Важно отметить, что Постановление № 333 определяет сферу ответственности Минобрнауки России: это разработка и обеспечение реализации комплекса мер, направленных на противодействие идеологии терроризма, пропаганде его идей, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

В свою очередь, принципы и методы противодействия экстремистским угрозам устанавливают Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" и Стратегия противодействия экстремизму, в которой детально прописаны мероприятия по борьбе с экстремизмом, в том числе в сфере образования и молодежной среде. Приказом № 247 создан Координационный совет Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по вопросам повышения эффективности формирования у молодежи гражданской позиции, противодействия идеологии терроризма и экстремизма, а также принят комплекс мер по реализации в 2019–2023 годах мероприятий Комплексного противодействия идеологии терроризма.

С 1 апреля по 31 мая 2021 года НЦПТИ по поручению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации провел социологическое исследование "Восприятие экстремизма и других информационных угроз" среди обучающихся образовательных организаций высшего образования России. Были опрошены более 25 тысяч представителей студенческого сообщества. Средний возраст – 20 лет. Анализ приведенных данных позволяет прийти к ряду выводов:

1. Студенты обладают высокой степенью осведомленности о сущности терроризма и экстремизма. Террористическая деятельность воспринимается преимущественно как преступный акт насилия и в целом как угроза для существования общества. Под экстремизмом студенты понимают в первую очередь публичное оправдание терроризма и демонстрацию нацистской символики, что, безусловно, относится к определениям экстремизма согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 года №114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".

2. Студенты отмечают, что именно молодежь является наиболее уязвимой перед воздействием идеологии терроризма и экстремизма социальной группой. Однако респонденты отмечают разные причины ее вовлечения в террористическую и экстремистскую деятельность. Если террористами становятся преимущественно из верности "религиозным идеалам", жажды мести и неприятия существующего порядка (ощущение безысходности, несправедливости и неверия в мирный способ решения проблем),то в экстремистскую деятельность вовлечены преимущественно люди, подверженные чужому влиянию и мнению, без определенных правовых и информационных знаний.

3. По мнению респондентов, ключевыми субъектами противодействия экстремизму должны быть органы государственной власти, силовые структуры, а также институты гражданского общества. В системе борьбы с экстремизмом большинство респондентов одобряют необходимость регулирования и ограничения информации в Интернете, однако только треть студентов оценивают метод блокировки противоправного контента как эффективный. Кроме того, большинство студентов знают об уголовной и административной ответственности за преступления экстремистского характера.

4. Говоря об уровне эффективности уже проводимых профилактических мероприятий, следует обратить внимание на то, что участие в подобных мероприятиях принимают лишь небольшая часть студентов, предположительно активистов, подавляющее же большинство о проведении подобных мероприятий не знают, что говорит о низком уровне информационной вовлеченности студенчества в жизнь собственной образовательной организации. Профилактические мероприятия могут быть организованы и таким образом, что профилактическая составляющая проходит красной линией, но не зацикливает на себе внимание. Такой подход тоже вполне эффективен и допустим.

5. Показатели по охватам студентов профилактическим и антитеррористическими и антиэкстремистскими материалами незначительно отличаются от показателей по мероприятиям в лучшую сторону, однако и эти результаты нельзя назвать удовлетворительными. Как и прежде, актуализируется необходимость в разработке и распространении качественных и ориентированных на аудиторию материалов, в частности, медиапродуктов.

6. Роль образовательных организаций в противодействии терроризму нуждается в переоценке. Назрела необходимость совершенствования правовой основы общегосударственной системы с учетом роли образовательных организаций в противодействии терроризму. Образовательным организациям необходимо вырабатывать формы и методы формирования антитеррористической идеологии.

Необходимо будет привлекать специалистов, имеющих опыт боевой работы по противодействию экстремизму и терроризму в структурах Министерства обороны, ФСБ, МВД, Следственного комитета России. Молодежь в силу своей активной жизненной позиции и недостатка жизненного опыта – идеальная мишень для вербовщиков экстремистских или террористических организаций различного толка.

Плюс крайне важно научить студентов безопасному поведению в сети "Интернет". Молодежь чувствует себя там как дома. Это ощущение порождает чувство безопасности, причем зачастую ложное. Ведь Интернет – не только "окно в большой мир", настольная энциклопедия и виртуальный помощник, который всегда под рукой, но и место активной работы экстремистских и террористических организаций, которые постоянно ищут свою аудиторию, в том числе через соцсети и мессенджеры.

Помимо сотрудников силовых ведомств участие в работе со студентами должны принимать психологи и юристы. Первые помогут определить этические рамки и отличить реальность от "игры", а вторые познакомят с действующими законами в области противодействия терроризму и экстремизму.

Если новую дисциплину удастся увязать с начальной военной подготовкой в школах (об этом газета "СО" уже писала), то универсальная компетенция по противодействию экстремизму, терроризму и коррупционному поведению превратится в компетентность.

Автор: Владислав КАБОЛОВ, кандидат юридических наук, доцент СКГМИ

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 778

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика