В четверг, 20 апреля, в администрации Владикавказа состоялось публичное обсуждение вопроса организации дорожного движения на перекрестке двух самых оживленных улиц столицы республики – Московской и пр. Коста. Участие в заинтересованном обсуждении приняли более двух сотен горожан, представители АМС Владикавказа во главе с Вячеславом МИЛЬДЗИХОВЫМ и городского ГИБДД, члены Общественного совета города.
Обсуждение открыл председатель Общественного совета Михаил Шаталов, отметивший важность как вопроса обсуждения, так и участия в решении городских проблем самих горожан. В этом его поддержал и Вячеслав Мильдзихов.
Заявленная тема была представлена кратким отчетом о приведении в порядок городского дорожного хозяйства в целом. Так, в прошлом году в городе было отремонтировано 25 км дорог.
С прошлой поздней осени и до настоящего момента активной работе мешали погодные условия, но с наступившим потеплением темпы благоустройства вырастут в разы. Сейчас начнется ямочный ремонт, а после празднования Дня Победы – капитальный ремонт основных магистралей и боковых улиц.
Главной проблемой городского движения Вячеслав Мильдзихов назвал запредельное количество частного транспорта. На 330 тыс. горожан приходится 220 тыс. машин, и это, не считая десятков тысяч ежедневно приезжающих из районов республики и транзитного транспорта, особенно большегрузного. Тем не менее, ежегодно количество машин растет еще на 6–8 тысяч.
Переходя к основному вопросу, Мильдзихов отметил, что проводимый с ноября прошлого года эксперимент по отмене движения по сигналам светофоров на так называемом Архонском круге в целом говорит о правильности такого решения.
"Это подтверждается и различной объективной статистикой, и мнениями самих горожан, более 60% которых высказались за отмену светофоров", – сказал начальник отдела городского Управления дорожного строительства и организации дорожного движения Роберт Фидаров.
Результатом стало не только снижение пробок, но и числа аварий, причем сразу в пять-шесть раз! Что же касается затруднений езды по кругу без светофора, то они вызваны большим количеством неопытных водителей с практикой до 1 года – 33%, но в основном – незнающих ПДД водителей и откровенных нарушителей правил.
После основных выступлений начались вопросы и комментарии горожан – участников слушаний. Здесь мнения также разделились.
С одной стороны, все согласны, что светофоры только затрудняют движение и создают пробки. На это представители власти ответили, что вскоре в республике должны появиться "умные" светофоры, которые сами будут регулировать включение и отключение сигналов в зависимости от количества машин, тогда проблема будет снята.
С другой стороны, "консерваторы" говорили о том, что светофоры дисциплинируют нарушителей и определяют виновных в авариях, поэтому отказываться от них при нынешней дисциплине и квалификации большинства водителей рано.
Граждане также упрекнули власти в плохой подготовке условий для проведения эксперимента. Ему не соответствовали дорожная разметка и знаки, островки безопасности для пешеходов, отсутствовали "лежачие" и стоящие полицейские и видеокамеры…
На это Вячеслав Мильдзихов даже предложил автору замечаний оказать содействие городским службам в их устранении.
Немало полемических копий было сломано и по поводу путей решения проблемы пробок на Архонском круге. Так, начальник городского ГИБДД Инал Качмазов предложил увеличить диаметр круга, другие выступившие – изменить разметку, запретить движение транзитных машин и даже вернуть левый поворот с пр. Коста на ул. Леваневского, который лет десять назад ликвидировали!
К вящему сожалению пешеходов, не прозвучали предложения провести поголовную переэкзаменовку всех водителей, конфискацию большинства машин и запретить продажу новых, а также – ликвидировать круг вообще! Конечно, первые три предложения – это несбыточные мечты, а последнее – вовсе не шутка.
Совершенно очевидно, что даже постоянное увеличение диаметра круга не будет поспевать за ростом числа машин и снижением уровня дисциплинированности и квалификации водителей. Значит, проблема требует кардинального решения на десятилетия вперед – строительства тоннеля или акведука.
Редакция "СО" просит учесть это ее предложение как вклад в общегородскую дискуссию!
Пока же АМС города продолжит изучать возможности отказа от светофорного регулирования, Общественный совет будет добиваться частичного запрета въезда грузового транзитного транспорта во Владикавказ, а светофоры на Архонском круге будут работать.