Художник – это состояние души. Пронзительный взгляд Мастера всегда любопытный, глубокий, заинтересованный, устремленный в будущее. Вспоминая старшего брата, доцент кафедры изобразительных искусств СОГУ, член Союза художников СССР Алла АСАЕВА рассказывает, что Радия АСАЕВА отличала способность к нестандартным решениям даже в быту, в жизненных мелочах.
"Я всегда восхищалась своим братом, начиная с личностных отношений и заканчивая творческим потенциалом. Его однокурсники, которые учились с ним в Ленинграде, рассказывали, что он мог легко закончить за три часа работу над длительной постановкой независимо от того, это живопись или рисунок", − вспоминает сестра художника.
Некоторые преподаватели Академии художеств Санкт-Петербурга, у которых позже занималась Алла Асаева, хорошо помнят Радия. "Евсей Моисеенко и Петр Белоусов были моими преподавателями и всегда с особой теплотой вспоминали о нем. Они мне рассказывали, что Радий отличался особым характером. Он не мог пройти мимо, если кого-то обижали. Работы Радия выставляла Академия художеств на всех международных и всесоюзных вернисажах", − рассказала Алла Асаева.
Художник на протяжении своего творческого пути обращался к различным жанрам, но главное место занимал портрет. В портретах Радия Асаева чувствуется попытка анализа духовного мира личности. Народный художник Грузинской ССР, лауреат премии имени К. Хетагурова Борис Санакоев в свое время сказал о Радии: "Он был предан своим идеалам и товарищам. С ним всегда было спокойно и легко…".
"Радик был Человеком с большой буквы. Настоящий "ирон лæг", − вспоминает академик РАХ, народный художник РФ, член Союза художников СССР с 1971 года Шалва Бедоев. − В нем жил рыцарский дух, не терпевший унижения личности, в какой бы форме оно ни происходило".
Один из наставников живописца, народный художник России профессор
П. Белоусов, отмечая личностные и профессиональные качества, отзывался о нем так: "Я всегда испытывал глубокое уважение к его великолепному творчеству. Его талант, внешность, общение со всеми людьми были красивы и благородны".
Картины Радия отличаются глубоким профессионализмом, четкостью и точностью, и в то же время им присуща легкая небрежность. В его работах особенно впечатляют лица и образы героев. Например, в глазах коммунаров (картина "13 коммунаров") отражается весь трагизм ситуации, вся эпичность событий. Казалось бы, просто обычные парни стоят на холме над Цхинвалом, смело глядя смерти в лицо. Смотришь и не можешь понять: как мастер достигает эффекта настоящих, "живых" образов?
Картина "13 коммунаров" является дипломной работой Асаева. Он долго думал над темой, и отец подсказал ему этот исторический сюжет, который сыграл судьбоносную роль не только в новейшей истории Осетии, но и самого художника. "На первом плане в группе коммунаров художник изобразил себя. Меня часто одолевают тяжелые мысли… Возможно, такая материализация своего образа предопределила его скорый уход", – предположила А. Асаева.
География живописи Радия Асаева простирается с юга на север, от Цхинвала до Ладоги. Родившийся под южным солнцем, художник полюбил и северную природу, увидел в ней качества, созвучные его мироощущению − благородное изящество рисунка, неяркие тона пейзажей и мягкость северного света, встроенного в палитру картин серебристыми бликами и воздушными мягкими линиями. Художник остается верен камерному, лирико-созерцательному пейзажу, традициям реалистической школы, корни которой уже видны в пейзажных фонах картин Веницианова.
Там, где многие проходят, не задерживая взгляда, Радий Асаев останавливался с мольбертом и красками, превращая прозу жизни в поэзию. "Чем предмет обыкновеннее, тем выше нужно быть поэту, чтобы извлечь из него необыкновенное", − писал великий Н.В. Гоголь. Думаю, эти слова имеют прямое отношение к Радию Ревазовичу Асаеву.