На премьеру собрались члены не только немецкого, но и ряда других национально-культурных обществ, входящих в движение "Наша Осетия" и, конечно, руководители и сотрудники Дома дружбы. Его руководитель Александр Охотников подчеркнул, что фильм об одной из диаспор республики, да еще созданный ими самими – большое событие в культурной и общественной жизни.
Фильм продолжается всего пятнадцать минут, но его авторы сумели вместить в них более двух столетий истории жизни немцев в Северной Осетии – части Терской области царской России и в двух республиках – советской социалистической автономной и нынешней демократической.
Первые немцы появились еще в крепости "Владикавказской" после ее образования в 1784 г. в качестве офицеров русской армии. Столетие спустя, с пуском железной дороги Ростов–Владикавказ, сюда стали перебираться русские немцы из других регионов России. Среди них были и именитые, титулованные фамилии, магнаты и крупные промышленники и предприниматели, и простые инженеры, учителя, аптекари, торговцы. ремесленники, крестьяне…
В 1910 г. во Владикавказе жило около 570 немцев, а вокруг города возникло несколько сел с немецким населением. Годом позже в городе была построена лютеранская кирха с органом – костел, церковь, в прекрасном здании которой уже около 90 лет располагается концертный зал филармонии. Сегодня это здание – единственное на Юге России в стиле поздней готики, но, к сожалению, лишившееся органа.
После строительства железной дороги во Владикавказе остались жить братья Рудольф и Леонард фон Штейнгели. Первый был одним из руководителей строительства железной дороги, а второй – владельцем кирпично-черепичного завода. Именно из кирпича с его клеймом построено большинство зданий конца ХIХ – начала ХХ веков, которые и создали неповторимый архитектурный облик Владикавказа. А подписанные кирпичи можно увидеть и сегодня.
Сын Рудольфа – Владимир построил первый водопровод во Владикавказе, а от доходов сельхозпредприятия на Кубани – еще и дворец. К сожалению, в первые годы советской власти он был разрушен.
Родом из Владикавказа и династия выдающихся советских орнитологов Льва Бёме и его сына Рюрика, начавших свою научную карьеру с классификации птиц Кавказа.
Обосновался во Владикавказе после отставки и бывший генерал-губернатор Кутаисской губернии Павел фон Крузенштерн, внук открывателя северных территорий России, руководителя первой российской кругосветной экспедиции адмирала Федора фон Крузенштерна. А дочь экс-губернатора и правнучка мореплавателя Александра Павловна 35 лет заведовала родильным отделением городской больницы и впустила в жизнь не одно поколение владикавказцев.
Последним начальником Терской области с 1912 г. и наказным атаманом Терского казачьего войска был генерал от кавалерии, участник Русско-турецкой войны, начальник II-й Кавказской казачьей дивизии Сергей Флейшер.
Мы уже не раз упоминали уникальную архитектуру города, а создателем многих ее шедевров был Павел Шмидт. Его творения – Музей театрального искусства, бывший Главпочтамт и здание Республиканского совета ветеранов на ул. Горького, Дворец бракосочетания, здание Союза композиторов.
Мать художника Александра Макиева была немкой, ее звали Лидия Шпонер. Одного этого было достаточно, чтобы в ноябре 1941 г. ее вместе с тысячами других осетинских немцев депортировали в Казахстан. Там через месяц и родился Александр. За годы репрессий 30-40 годов были безвинно расстреляны 145 немцев Осетии.
Ныне их добрые имена реабилитированы и увековечены в Книгах памяти, написанных и изданных в 1990-2000-х годах огромными усилиями членов Ассоциации жертв политических репрессий "Номаран" во главе с Аузби Зураевым. Среди них – шесть человек семьи Миллеров из с. Михайловского, где компактно проживали немцы.
Одному из репрессированных, но выживших, Эрнсту Ивановичу Миллеру тогда было всего 17 лет. Он и сегодня до мелочей помнит все тяготы ссылки. Хранят память о трудной судьбе своих родных и другие немцы, как Мария Гернер и Гильда Никифорова (Куусмауль) из Моздокского района, и многие другие.
Осетинские немцы давно стали русскими, но по крупинкам собирают и хранят историю своих семей, уходящую в древние века и далеко вглубь Европы. На Руси всегда презирали Иванов, не помнящих родства, так же относятся к подобным изгоям в любом народе. Вот почему двести лет, говоря по-русски и живя в Осетии, немцы помнят свои корни.