В столице Северной Осетии завершились "Большие гастроли" прославленного театра. Ранее силами коллектива был открыт Дом Вахтангова на улице Армянской, а с 3-го по 8-е мая прошли спектакли на двух сценах − Северо-Осетинского государственного академического театра им. В. Тхапсаева и Академического русского театра им. Е. Вахтангова.
Вахтанговцы представили одни из лучших своих постановок − "Ричард lll", "Евгений Онегин", "Дневник Анны Франк", "Мадмуазель Нитуш", "Любовь у трона", "Царь Эдип", "Сказка о попе и о работнике его Балде" и "Аленький цветочек".
В Осетинском театре при полном аншлаге состоялся показ спектакля Римаса Туминаса "Евгений Онегин" по роману "солнца русской поэзии" Александра Пушкина. Всем, казалось бы, известная еще со школьной скамьи "энциклопедия русской жизни" предстала перед зрительным залом в каком-то особенном сценическом воплощении, где прошлое встречается с настоящим, а мертвые говорят с живыми. Режиссер посредством оригинального прочтения произведения, актерской игры, музыки, хореографии, антуража, штрихов попытался узнать, а что же такое "русская душа", да и, в целом, что такое Россия. И у него это получилось. По-своему. Но несмотря на такой индивидуальный взгляд, зритель понял и полюбил эту версию.
Для многих "Евгений Онегин" Туминаса – это некий культурный шок. Потому что разбиваются, развенчиваются в пух и прах устоявшиеся годами, да нет, уже веками стереотипы. Где розовощекий, безмятежный мальчик в коротких штанишках, которого солидный, уважающий себя дядя водил в помпезный Летний сад? Где молодой красивый денди, вскруживший голову не одной молоденькой девушке из высших кругов? Где белокурый и порывистый Ленский?
Нет ничего, все иное. Пустая сцена, задник – огромное, как оказалось, живущее своей жизнью зеркало, по сути, адская воронка, куда втягиваются персонажи, то ли люди, то ли их души, некая параллельная реальность, и непонятно, какая из них важнее. И немолодой мужчина – Онегин в исполнении Алексея Гуськова, видимо, очень уставший от жизни, сидит в кресле, откинув голову и прикрыв глаза. Вот такое начало представления на фоне черно-белой гаммы, будто других цветов и нет вовсе. А Пушкин есть. Он с нами: в монологах, диалогах, жестах, действиях, повествовании. Его надо уметь увидеть. Ну, а услышать – нет проблем. Все слова – его, Александра Сергеевича. Но не в последовательном изложении, как в романе, а в своеобразной коллаборации, выстроенной согласно авторской концепции режиссера.
Вообще, это спектакль удивлений, это спектакль образов. Если зритель непосвященный, то он не сразу разберется что на сцене одновременно два Онегиных, вернее, возрастной, поживший, и тот, лощеный, скучающий, который давал отповедь в саду влюбленной в него девушке, два Ленских, молодой пылкий поэт и тот, кем бы он мог бы стать, не будь убит своим другом-соперником. Есть и еще один персонаж, который введен в действие только режиссерской волей, это "Гусар в отставке". Зачем он? Наверное, это рассказчик, автор, который расставляет акценты, наблюдает, резюмирует, размышляет. Ведь то, что происходит на сцене – миф, сон. И кто из "раздвоенных" героев из сна? А кто существует наяву?
Татьяна и Ольга. Ольга и Татьяна. Первая – шустрая, быстрая, легкая блондинка с аккордеоном. Вряд ли этот музыкальный инструмент был во времена Пушкина. Но Туминас вручил его Ольге, и она чем-то сразу напомнила массовика-затейника, к примеру, из Дома отдыха для пенсионеров. Характерная деталь, практически приклеенная к героине, намекает, вернее, кричит, о ее открытом, веселом нраве. А в звонком "Динь-динь-динь, колокольчик поет" и радость, и любовь, и печаль, и трагедия.
Татьяна – прямая противоположность Ольге. "Дика, печальна, молчалива" – у Пушкина. У Туминаса – живая, страстная, искренняя, не по годам мудрая. Ее сцены с няней, кульбиты на кровати, которую она носит за собой, как сестра – аккордеон, очень показательны: в ней – целый мир, бушующий и неизведанный, но чистый и верный. Вообще, пластика у всех актеров невероятная. И тут обязательно надо отметить, что хореограф спектакля – несравненная Анжелика Холина, которая долго время сотрудничала с Республиканским колледжем культуры и поставила изысканную "Кармен", которую с восхищением играет уже не одно поколение учащихся.
Перечислить все из арсенала под рубрикой "режиссерские находки" невозможно. Их масса: символов, знаков, намеков, и они все очень "вкусные". Как показать знакомство и покорность? Есть много средств, в том числе, разговорных. А можно просто сесть рядом и кушать варенье. Из одной банки. А потом кормить друг друга этим же вареньем. Вот так познакомились в светских кругах Татьяна и ее будущий муж-генерал. И все. "Я другому отдана и буду век ему верна" – услышал Онегин и понял: конец, он тот самый "дядя", которого упомянул Пушкин в самом начале романа. А рядом, чуть было встрепенувшись, умерла любовь в костюме Одиллии – черного лебедя в исполнении блистательной Людмилы Максаковой.
Откуда Одиллия в "ЕО"? Опять парадокс. Очень интересный образ. Впрочем, все образы вносят свою уникальную лепту в создание неповторимой атмосферы, целостной картины, которую нарисовал талантливый художник. Сначала это властный танцмейстер, который учит балетным па подружек Татьяны, потом Одетта в белой пачке, как свет надежды, в конце действия – Одиллия. Людмила Максакова играет и няню Татьяны, она же провожает ушедшего в мир иной отца Татьяны. Порой ее образы сливаются в один, и уже непонятно, кто есть кто. А может, их и вовсе больше? Огромное зеркало уводит от реальности, стирает грани, навевает сомнения.
Еще один загадочный персонаж – странница с домрой. Всклокоченные волосы, огромные ясные глаза, которые взывают о милосердии. Как пишут искусствоведы, это постоянный образ Римаса Туминаса, и означает он милосердие и сострадание. В "Евгении Онегине" милосердие приняло форму маленькой женщины, безмолвного свидетеля всей той фантасмагории, что творится на сцене.
Кульминациями в спектакле можно назвать отповедь Онегина в саду, когда письмо рвут на части, потом жалеют о содеянном, собирают и вставляют в рамку, но…момент упущен, жизнь прошла; убийство Ленского – очень жесткая и трагическая страница с массой странных деталей, которые перекликаются с тяжелыми для России временами; и сон Татьяны, рассказчицей которого является Ирина Купченко. Ирина Петровна рассказывала на пресс-конференции, что была введена на роль после великой Юлии Борисовой. Как апофеоз этого сна – танец Татьяны с чучелом бурого медведя. Казалось бы, неожиданно, но опять же эксперты называют его пророческим – князь чем-то, скорее, своим спокойствием и основательностью, похож на медведя. Откуда взялся кокетливый зайчик – вопрос. Что хотел сказать его появлением режиссер? Просто подчеркнуть колорит заснеженной дороги в стольный град Москву? Кстати, вагон, в котором девушки едут в Москву, напоминает арестантскую теплушку, а процесс массового обрезания кос наводит на мысль не о превращении их в светских дам, а о бритых головах солдаток.
Грандиозный, глубокий, масштабный, полный загадок "Евгений Онегин", наконец, триумфально появился на владикавказской сцене. Он – из тех, которые надо смотреть не раз и не два, ибо каждый штрих, каждый мазок мастера несет в себе определенную информацию. Как жаль, что далеко не у всех есть возможность повторить, погрузиться и вкусить действо заново, теперь уже с пониманием, с аппетитом, минуя первостепенное удивление, чтобы понять, что же такое "русский характер", Россия по-вахтанговски. И куда летит эта "птица-тройка".
Вот и сегодня нам все очень знакомо – "а счастье было так возможно". Но не реализованы надежды, утрачены иллюзии, и в результате пустота и боль. Спектакль об этом? Наверное…
Заключительным спектаклем больших гастролей стал "Царь Эдип". Это знаменитая древнегреческая трагедия Софокла о злом роке и свободе, о семье, верности и предательстве, а также о том, что всегда нужно брать ответственность за свои поступки.
Роли в спектакле исполнили Виктор Добронравов, Любовь Максакова, Евгений Князев, Эльдар Трамов, Евгений Косырев, Олег Макаров, Артур Иванов, Валерий Ушаков и другие. Режиссер-постановщик Римас Туминас.
Как это было принято в древнегреческом театре, большую роль в постановке играл хор. Без него не обошелся спектакль и у вахтанговцев. Хор служит своего рода повествователем сюжета. В "Царе Эдипе" его задача не только выступать в качестве рассказчика, но и одного из персонажей, молящихся о благополучии правителя и всего царства.
Все действие на сцене лежит исполинская металлическая труба с аккуратными отверстиями. По ней передвигаются Эдип и другие герои. Царь во всем белом, своим образом отождествляя идиллию и гармонию, которая царит в Фивах после его прихода. В заключительной сцене, когда Эдип сам изгоняет себя из царства, таким образом наказывая себя за совершенное преступление, труба в полумраке начинает крутиться без остановки, а из ее отверстий валит дым. Все это добавляет трагичности и некоторого ужаса перед роком судьбы.
Потрясающе справился со своей актерской задачей исполнитель главной роли – Виктор Добронравов. Его Эдипу веришь. Веришь его высокомерию, его мукам и страданиям.
Когда появляется Евгений Князев в роли Тиресия, невозможно не поверить в то, что он не слепой провидец, а Людмила Максакова в роли Иокасты действительно царица. Статная, властная и в то же время мудрая.
Спектакль невероятно сильный и динамичный. При минимуме декораций и действующих лиц создается ощущение масштабности. Важнейшую роль в этом плане играет музыка (композитор Фаустас Латенас). После просмотра спектакля сначала остается ком в горле, слезы застывают в глазах, а затем наступает катарсис (важная составляющая в древнегреческом театре).
"Царь Эдип" – совместный проект Театра им. Вахтангова и Национального театра Греции. Поставлен он был в 2016-м. С ним вахтанговцы объездили не один город России и не одну страну, и везде – аншлаги и восторженные отзывы.
С неменьшим восторгом его приняли и во Владикавказе. Громкие аплодисменты и крики "браво" после того, как опустился занавес, не смолкали еще долго. Когда спектакль был сыгран, и актеры вышли на поклон, на сцену поднялись художественный руководитель Осетинского театра Гиви Валиев и выпускники осетинской студии Высшего театрального училища им. Бориса Щукина. Они поприветствовали вахтанговцев и поблагодарили за невероятное удовольствие, которое те доставили владикавказской публике.
"Вот и наступил последний день наших гастролей. Как вы знаете, мы приехали сюда, чтобы почтить память нашего учителя, основателя нашего театра – Евгения Вахтангова. Для нас Осетия – родной дом, мы очень любим сюда приезжать. Благодарим вас, дорогие зрители, за гостеприимство. Мы также гордимся тем, что так много наших выпускников работают в Осетинском театре", – подчеркнул Евгений Князев.
Все хорошее когда-либо заканчивается. И сказка, которую подарили нам вахтанговцы,тоже подошла к концу. Но мы не прощаемся, а говорим "До новых встреч!".