[B]Учителей, как известно, много не бывает. Даже наоборот, их почти всегда не хватает. Среди профессий, появившихся относительно недавно (речь о сфере IT), учительскому ремеслу живется все труднее и труднее. Что, собственно, вполне естественно, ведь, по мнению большинства, профессия "учитель" неспособна дать то, что многих и привлекает: карьерный рост, открытые возможности для саморазвития, участие в больших проектах, высокая зарплата. Но обойтись без учителей государство не в состоянии. Как быть, когда педагогов все меньше, а нужды в них все больше?[/B]
Вполне очевидной реакцией государства стало введение для учителей дополнительных льгот и надбавок, а также внедрение специальных программ, призванных повысить интерес к работе в школе. Одной из таких стала программа "Земский учитель". Появилась она всего три года
назад. Основное ее назначение – помощь молодым специалистам при трудоустройстве в сельские школы. Программа действует с января 2020 года и позволяет учителям получать до 1 миллиона рублей (2 миллиона – для дальневосточных регионов) при переезде в сельскую местность. Как устроена программа, действительно ли она поможет в трудоустройстве, какие подводные камни могут подстерегать будущих сельских учителей? Попробуем разобраться.
Законодательная база
Порядок выплаты миллиона сельскому учителю определен в государственной программе Российской Федерации "Развитие образования". На федеральном уровне есть методические рекомендации о предоставлении единовременной компенсационной выплаты. На основе этих методических рекомендаций регионы принимали правовые акты. Так, в нашей республике в соответствии с Распоряжением Правительства РСО–А от 10 декабря 2019 г. №422-р "Об уполномоченном органе, ответственном за подготовку и реализацию мероприятий по осуществлению единовременных компенсационных выплат учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек (программа "Земский учитель"), в целях реализации в Республике Северная Осетия – Алания мероприятий по осуществлению единовременных компенсационных выплат учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек (программа "Земский учитель"), с января 2020 года реализуется программа "Земский учитель".
Условия предоставления выплаты
Из приказа ясно, что учитель сможет претендовать на выплату только в том случае, если устроится на работу в населенном пункте, насчитывающем не более пятидесяти тысяч жителей. Конечно же, это не единственное условие. Помимо прочего учитель должен:
быть не старше 50 лет на момент подачи документов;
иметь среднее профессиональное или высшее педагогическое образование и соответствовать требованиям к педагогическим работникам. Работник, например, не должен иметь судимостей и должен подходить по состоянию здоровья;
если это студент, предоставить документ, подтверждающий успешное прохождение промежуточной аттестации не менее чем за три года обучения по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки";
трудоустроиться в общеобразовательную организацию на вакантную должность учителя, включенную в перечень вакантных должностей, с объемом учебной нагрузки не менее 18 часов в неделю за ставку заработной платы.
Важно оговориться, речь идет об участии в конкурсе и самой выплате. Если учитель рассчитывает сохранить ее, победить в конкурсе мало – вдобавок ко всему он должен взять на себя обязательство пять лет отработать в школе на заявленной должности и с той же нагрузкой. И, конечно же, не нарушить обязательства. Смухлевать не получится: уволившись раньше срока, учитель обязан вернуть государству полученный миллион независимо от того, сколько лет он работал до увольнения. И в полном объеме. Разве лишь декретный отпуск может быть засчитан, да и то по решению властей. В Северной Осетии, например, подобные случаи – большая редкость. За все время существования программы расторгнут трудовой договор до истечения срока его действия был лишь однажды – между учителем математики, победившим по итогам конкурсного отбора двумя годами ранее, и СОШ с. Красногора Ардонского района.
По данным Министерства образования и науки РСО–А, с 2019-го по 2022 год в республике в рамках программы были закрыты 44 вакансии (2020–2021 – 16, 2021–2022 – 15, 2022–2023 – 13). В 2023 году бюджетные ассигнования федерального бюджета на программу "Земский учитель" в республике не предусмотрены. Самыми востребованными в этом списке стали педагоги по следующим учебным дисциплинам: русский язык (6 учителей), математика и физика (по 2 на дисциплину), химия и английский язык (по одному). Также среди победителей оказался и учитель начальных классов. Рассказала о своем знакомстве с программой и поделилась впечатлениями одна из победительниц последнего отбора – учительница русского языка и литературы Залина Федоровна Бекузарова:
– Когда я подавала заявку на участие в конкурсе, думала, признаться честно, и о материальных интересах. Выбирая школу, учитывала ее расположение, поэтому устроилась в СОШ с. Дзуарикау. Но, конечно же, денежный вопрос в подобном деле не может быть ключевым, хотя он и важен – работать в селе просто-напросто легче и приятнее: школы маленькие, классы малочисленные, дети хорошо воспитаны, работать с ними приятно. Да, уровень образования везде одинаковый, но в селах учеников нестарательных, немотивированных намного меньше. Видно, что детьми занимаются родители, они заинтересованы в их учебе. К тому же мне по душе то, как там проводится воспитательная работа, она очень хорошо поставлена: патриотическое воспитание, нравственное. Все мероприятия нацелены на нужное воспитание. Все условия договора были соблюдены, с рабочими часами проблем нет. Получилось даже совмещать с преподаванием музыки. С зарплатой тоже все хорошо, доплачивают так называемые сельские. На момент подачи заявки мне было 50 лет, то есть это был единственный шанс. Я решила попробовать, думала: пройду – хорошо, не пройду – не страшно. И получилось. Работаю с удовольствием в сельской школе".
По данным министерства образования и науки, в настоящее время нуждаются в пополнении педагогического состава школы в Ирафском, Моздокском, Правобережном и Пригородном районах. А ряд "дефицитных" дисциплин образуют математика, информатика и ИКТ, иностранные языки. У желающих заполнить "кадровые пустоты" такая возможность должна появиться уже в следующем году. Как сообщили в Министерстве образования и науки РСО–А, на 2024 и на плановый период 2025 и 2026 годов в рамках реализации программы "Земский учитель" планируется выделение субсидий для Республики Северная Осетия –Алания.
Итог
"Все профессии нужны, все профессии важны", – гласит всем известная строчка из услышанного нами еще в детстве стихотворения. И ведь действительно, как с этим не согласиться? А мы и не будем спорить и согласимся. Только лишь добавим: есть в ряду "важных" и "нужных" профессий самые "важные" и самые "нужные". Такие, без которых нельзя себе и представить человеческую жизнь – так крепко они вросли в нее. Какие? Автор того же стихотворения из великого множества ремесел выделяет не какие-то экзотические или редкие, а самые что ни есть обычные, всегда нужные и востребованные: врач, портниха, повар и учитель…