[B]Это было 5 декабря 1984 года. Я находился в Москве, готовясь к госпитализации в Петроградскую больницу. Друг моего сына, заведующий реанимационным отделением Владимир МОСТОВОЙ, пригласил меня в Большой театр, сказав, что ему принесли два билета, не сообщив о программе спектакля. "Да разве это главное"?! – подумал я. Главное, что мы будем в Большом театре СССР, попасть в который всегда было почти невозможно. [/B]
Как правило, билеты на спектакли в Большой театр раскупались мгновенно. Причем немалое количество зрителей – иностранцы: это дипломаты, сотрудники посольств и представительств различных стран, гости нашего правительства, а также те, которые имели льготы на приобретение билетов – депутаты различных уровней СССР и РСФСР, Герои Советского Союза и Герои Социалистического Труда.
Теперь вы хорошо можете представить себе, что творилось у касс, на закрытых окнах которых красовалась надпись "билетов нет". В театре мы приобрели программу, из которой узнали, что на сцене будут показаны три спектакля "Шопениана", "Гибель Розы", и … "Кармен-сюита". Я ликовал, что попал на такое представление. Ба…, а кто танцует! Началось представление с балета на музыку Фредерико Шопена "Шопениана" – балета в одном действии. В этом спектакле в разные времена выступали известные балерины. О. Преображенская, М. Кшесинская, О. Спесивцева, танцевала выдающаяся исполнительница "Шопенианы" Галина Уланова. И вот теперь я увидел на сцене Большого театра Советского Союза в "Шопениане" Светлану Адырхаеву. И это не случайно, что она стала наследницей великой балерины Галины Улановой, ведь именно она увидела в Светлане одаренную танцовщицу, она же, дважды Герой Социалистического Труда, народная артистка СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий, будучи балетмейстером-репетитором, готовила этот спектакль и свою партию в "Шопениане" отдала Адырхаевой.
Я был горд, что на сцене Большого театра СССР солирует моя землячка из Хумалага – села районного масштаба, тем более из моего родного Правобережного района. Мне хотелось крикнуть на весь театр: "Светлана! Тебя смотрит твой земляк! Мы гордимся тобой!...". А гордиться было чем. Светлана Адырхаева покорила всех зрителей лиризмом, одухотворенностью и искренностью исполнения. Только большой мастер, владеющий богатствами балетной техники, изяществом, может в таком очень трудном спектакле уверенно исполнить то, что выражено в музыке. Как мне кажется, во всех спектаклях, которые я впоследствии видел с участием Адырхаевой, ее выгодно отличают музыкальность, легкость танца и очарование. Не случайно, что в тот день, 5 декабря 1984 года, на сцене Большого театра танцевали в первом отделении народная артистка СССР Светлана Адырхаева, а во втором и в третьем – народная артистка СССР, лауреат Ленинской премии Майя Плисецкая.
Однако с балетным творчеством Светланы Адырхаевой я познакомился не в 1984 году, а гораздо раньше. В составе делегатов XIV съезда ВЛКСМ от Северной Осетии я прибыл в Москву на Курский вокзал в апреле 1962 года. Нас встречали работники ЦК ВЛКСМ, и среди них я увидел молодую Светлану Адырхаеву. Как делегат съезда я получил приглашение в Кремлевский Дворец на спектакль "Лебединое озеро", который состоялся 16 апреля. Какие имена… Балет был поставлен выдающимися деятелями культуры А.А. Горским и А.М. Мессерером, дирижер – народный артист СССР Ю.Ф. Файер, художник этого и многих других спектаклей, народный художник РСФСР С.Б. Вирсаладзе, а балетмейстером-репетитором являлся заслуженный деятель искусств Северо-Осетинской АССР, народный художник РСФСР С.Г. Корень. Я впервые увидел в этом спектакле заслуженную артистку СОАССР Светлану Адырхаеву в роли танцовщицы в первом действии Па-де-труа.
Прошло три года, и я снова в Кремлевском Дворце съездов, и смотрю спектакль "Лебединое озеро". Это было 13 ноября 1965 года. Светлана Адырхаева – уже народная артистка СОАССР и тоже в роли танцовщицы в первом действии Па-де-труа. Мне удалось еще дважды смотреть этот спектакль, в том числе 20 октября 1965 года – юбилейный 1000 спектакль, где в главной роли блистала Майя Плисецкая. Какая балерина не мечтает исполнить главную роль этого спектакля Одетту-Одиллию?! Светлана Адырхаева впервые на сцене Большого театра в возрасте 22 лет исполнила свою мечту – станцевала классическую роль в балете Петра Чайковского "Лебединое озеро". Одним словом, ее выступление было триумфом, и она была зачислена в состав труппы Большого театра СССР 1 октября 1960 года.
Пройден большой успешный творческий путь. Светлана Адырхаева уже 63 года в Большом театре. Сейчас она щедро передает свой бесценный опыт в качестве балетмейстера-репетитора своим ученикам. В эти юбилейные дни поклонники таланта Светланы Дзантемировны поздравляют ее с юбилеем. Любим вас, ценим и гордимся вами!