Тотальное закрытие государственных заводов и фабрик "выпихнуло" в "бизнес" всех, не спрашивая о желании. Покупали и перепродавали всё. Страна стала одним большим рынком. Причем производить было невыгодно – долго и дорого. То ли дело безразмерные клетчатые сумки, набитые импортным ширпотребом. Новоиспеченные "бизнесмены" прогорали, теряли, кто-то сходил с дистанции, а кто-то набирался опыта, рос, мужал, становился на ноги, уходил от перепродаж в свое производство, собирал коллектив и наращивал объемы.
Тимур Губаев – из последних. Сегодня он руководит успешной мебельной компанией, которую сам основал и назвал оригинально: "Гутичер", взяв первые буквы из своего ФИО. Так совпало, что во время моего визита в компанию она отмечала день рождения – 8-летие со дня основания. И тогда, 21 мая 2015 года, в наличии была только столярная мастерская, в которой работали 4 человека.
– Тимур, сегодня у вас большое производство красивой и удобной мебели, которая пользуется стабильным спросом. А с чего все начиналось? Как пришла идея заняться именно мебелью?
– Мое второе высшее образование – индустриальный менеджмент, которое я получил в Германии. Этим сейчас и занимаюсь. А как предприниматель начал работать в 2008 году. Это и хозяйственные товары, и косметические средства. В 2014 году рубль стремительно падал, а у нас в основном были долларовые контракты. Росли кассовые разрывы, работать стало невыгодно. Поставил задачу – снизить зависимость от внешнего рынка и углубиться в производство.
– Тогда-то и прозвучало ныне популярное слово "импортозамещение". А почему мебель?
– Мне предложили купить большой объем дубового леса, в погоне за тем, что цена на него вырастет, и я отобью падение рубля и возмещу потери, рискнул и вложил всю оставшуюся наличку. Время шло, а цена не росла. А я в это время занимался ремонтом собственного дома и сталкивался с тем, что приобретать мебель, столярку, металл надо в разных местах, что создавало неудобства. Решил все объединить и "дать" сервис в одном месте. Кроме того, резко подорожала импортная мебель, на рынке появилась свободная ниша. Сначала делали мебель сами для себя, а потом появились первые клиенты.
– Вы можете сказать, какое количество позиций было у вас 8 лет назад, а какое сейчас? Для наглядного сравнения.
– Сложно сказать, сколько сейчас – мы же работаем и по индивидуальным заказам. Есть определенная линейка продукции, которую мы производим – около 100 наименований, а есть проектная деятельность.
– Тимур, раз уж мы встретились в канун Дня предпринимателя, позвольте спросить: как вам ваша работа? Точно нелегкая, ни выходных, ни праздников.
– Это уже образ жизни. Как у спортсмена. Он же не воспринимает свои тренировки как мучение. Это крутое времяпрепровождение. Умственные процессы, безусловно, идут 24/7. Какой продукт выпустить, какие проблемы на участках, как оптимизировать тот или иной процесс, как выстроить командную работу, как усилить мотивацию сотрудников… Спокойная гавань – точно не мое.
– У вас есть команда единомышленников, которым вы доверяете? Или предпочитаете ручное управление?
– Скажу так, наша команда – это студент, который имеет потенциал, он виден, но ему еще надо помочь. Компании 8 лет, и это не настолько отлаженный организм, как компании с большой историей. Уровень компетенции – по возрасту. Мы – как бы студенты, готовящиеся к выпуску. Ребята решают задачи, берут ответственность на себя, инициативу, но есть куда расти.
– Как решаете общую для всей республики проблему? Где берете рабочие руки?
– Решение этого вопроса мы взяли на себя. Организовали внутреннюю школу. 70% сотрудников – наши ученики. Главное – желание. Первый посыл при устройстве на работу – не заработок, а внутренняя мотивация. Учим в течение нескольких месяцев, есть наставники – опытные специалисты с высокой квалификацией. Кто-то из пришедших остается, кто-то уходит. Мы работаем по новейшим технологиям на современном оборудовании. Сотрудничаем и со средними учебными образовательными учреждениями, но, убежден, чтобы вырастить из ученика квалифицированного специалиста, надо пересмотреть и саму систему образования, и объем вложений. Сейчас у нас проходят практику 4 студента Владикавказского политехнического техникума (ГМТ). После окончания стажировки останутся на производстве.
– Санкции на компании сказались?
– Благодарен от души (улыбается). Были легкие перебои, но это мелочи. Все уже наладили. А в целом резко вырос спрос. Примерно только 20% от общего объема продукции мы реализуем в Осетии. Основные рынки сбыта – СКФО, Москва. Работаем в сегменте "средний плюс".
– В вашем доме ваша мебель?
– С первых дней. Все, что не получалось, у меня. Серьезно.
– Пользуетесь ли поддержкой государства?
– Конечно. Центр поддержки предпринимательства "Мой бизнес" – один из органов, который реально работает. Участвовали в программах, получали услуги, консультации, все – быстро и качественно. Большое спасибо.
– Вы производите впечатление успешного человека. Но без проблем в бизнесе не бывает.
– Самая большая проблема – то, что происходит сегодня. Сложно радоваться каким-то успехам, когда рядом кто-то получил похоронку. А так санкции – ерунда. Все, что не убивает, делает нас сильнее. Когда все гладко и красиво, возрастает конкуренция. Когда сложно, то тут уже – по способностям.
– Дадите совет молодым, начинающим?
– Не бояться, рисковать, пробовать себя. Идти к мечте. Неудачу расценивать как опыт. Этому я учу своих ребят в рамках образовательной программы. Да, ошибся, потратил время, деньги, но знания можно получать и через ошибки.
– Какие планы у компании?
– Мы полтора года готовились и две недели назад запустили линейку матрасов. Матрас – с уникальной рецептурой. Это продукт, которым мы особенно гордимся, ведь технологии собирали по всему миру. Первую партию предложили нашим сотрудникам по специальной цене.
В данный момент работаем на расширение дилерской сети, а это рост объемов. В марте при поддержке фонда поддержки предпринимательства представители компании побывали в ОАЭ и провели переговоры по поставке нашей мебели. Успешно. Так что теперь трудимся и на экспорт.
Фото Татьяны ШЕХОДАНОВОЙ