Уровень российского образования не повышается одномоментно – это системная деятельность большого числа людей, начиная от школьных учителей и заканчивая ответственными должностными лицами в различных ведомствах.
"Сегодня качество образования – это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающихся, выражающаяся в степени их соответствия различным требованиям, включая федеральные государственные образовательные стандарты, – рассказала член комиссии экспертного совета при Комитете ГД РФ по просвещению по вопросам государственной регламентации образовательной деятельности Рита Фидарова.– Разумеется, важной частью работы является мониторинг результатов, на основании которого принимаются какие-то меры и решения. Нам всем знакомы ОГЭ, ЕГЭ, ВПР – все эти мероприятия Единой системы оценки качества образования, так называемой ЕСОКО. Но эти результаты ведь нужно не только собирать и хранить, но еще и анализировать".
Для этой важной и масштабной цели и была Рособрнадзором сформирована система оценки качества образования, которая долгие годы уже работала как ведомственная. Сегодня расширяются не только ее возможности, но и границы – она трансформируется в Федеральную информационную систему оценки качества образования (ФИСОКО).
– Рита Зелимхановна, каковы функциональные особенности новой системы?
– Как раз их обсуждению и было посвящено последнее заседание экспертного совета. Начнем с того, что все образовательные организации общего образования получают личные кабинеты в этой системе. Будет происходить обмен рабочими материалами между организаторами на федеральном, региональном, муниципальном уровнях образования и образовательной организацией. Появится возможность интегрировать результаты различных процедур оценки качества образования в единую аналитическую базу. И результаты оценочных процедур наших детей можно будет увидеть на уровне региона в разрезе конкретных школы, муниципалитета и региона в сравнении с общероссийскими результатами. На основе этого и можно будет применять соответствующие меры по повышению качества образования, но с учетом риск-ориентированного подхода.
Такой подход позволяет направлять в зону риска больше ресурсов и средств, не тратя их на школы из "зеленой" – благополучной – зоны. И новая система позволит увидеть, где проседают показатели, по каким параметрам, каким предметам, что с этим делать.
Важным моментом внедрения ФИСОКО является участие педагогов в ее работе. А точнее, минимизация их вовлеченности. Как пояснила член экспертного совета, учителю нужно лишь единожды внести результаты контрольной работы в информационную систему, дальше же он освобождается от подготовки аналитических отчетов, каких-либо сравнительных исследований, что даст время на творческую деятельность.
– Ведь дальше система сама анализирует, а самое главное – сопоставляет и сравнивает эти результаты с результатами других районов, школ в других регионах и сама готовит нам аналитические отчеты.
– Получается, что в какой-то степени эта система – тоже в помощь учителям. Сегодня их поддержка – на особом контроле, и не только ввиду Года педагога и наставника, а еще и в силу понимания высокой значимости в нынешних реалиях. Можно ли ждать каких-то новых механизмов к уже реализуемым государством?
– Меры социальной поддержки педагогов носят многоуровневый характер, поскольку он не только определяется федеральным законодательством, но и зависит от решения на региональном и муниципальном уровнях, на уровне отдельных образовательных учреждений. Государственная социальная поддержка ориентирована также на повышение престижности педагогической профессии.
При этом, как отметила Рита Фидарова, важно и участие самих субъектов. За последние годы в Северной Осетии в этом направлении сделано немало, но есть куда расти.
– К сожалению, многие инициативы упираются в финансовый потолок, но есть положительные примеры других регионов, когда привлекаются дополнительные инвестиции за счет внебюджетной поддержки. Или же поощрение педагогов за различные достижения. В целом доступные меры есть, и мы должны признать, что все они направлены в первую очередь на привлечение молодежи в педагогическую профессию и закрепление педагогических работников в учреждениях образования.
Однако должны выражаться не только в денежном эквиваленте. В современной школе роль учителя стала весьма многогранной. Это и консультант, определяющий образовательный маршрут обучающихся для решения учебной задачи, и модератор, создающий педагогические условия, способствующие раскрытию потенциальных возможностей и способностей школьника, и тьютор, который организует педагогическое сопровождение обучающегося по его образовательному маршруту, и так далее, это можно продолжить. Поэтому сейчас просто необходимо повышение профессиональной компетенции учителя с использованием инновационных педагогических технологий. Создание региональных, муниципальных и школьных команд по методическому сопровождению педагогов, педагогических предметных ассоциаций. А еще важным является организация личностного взаимодействия педагога и обучающихся во внеурочной деятельности.
Разумеется, это не станет моментальной панацеей и не решит вопросы привлечения в педагогику молодых и заинтересованных людей, но может стать еще одним поступательным движением в системной работе и над преемственностью поколений в школе, и над разработкой новых, в том числе финансовых, мероприятий по повышению престижа учительской профессии.