30 мая в Северо-Осетинском республиканском институте повышения квалификации работников образования прошел брейн-ринг. Тема – педагогические возможности игры в развитии речевой активности детей на занятиях по осетинскому языку.
Федеральный государственный образовательный стандарт поддерживает взгляд на ребенка как на "человека играющего". Это ни для кого не секрет: многие методики и технологии современного образования преобразуются в игровой формат, дидактический компонент которого спрятан в интересную и увлекательную оболочку.
Однако степень привлекательности этой оболочки целиком и полностью зависит от компетенций педагога – хватает ли ему креативности и богатого воображения, тактичности и чуткости, знания разнообразных игр, чтобы привлечь своего воспитанника к активной творческой деятельности.
Интересная тема для обсуждения стала ключевым компонентом мероприятия, состоявшегося в стенах СОРИПКРО: методический ринг собрал на своей площадке три команды и 25 участников – воспитателей-осетиноведов дошкольного образования. Эрудицию педагогов оценивало строгое жюри, в состав которого вошли: поэт, прозаик, заслуженный работник культуры РСО–А Милуся Будаева, редактор детского журнала "Ногдзау" Диана Салбиева, заместитель заведующей детским садом №10 г. Беслана Ирина Бозрова, воспитатель детского сада №99 г. Владикавказа Мадина Дзантиева, руководитель центра дошкольного образования СОРИПКРО Валида Тариева и старший преподаватель кафедры осетинского языка и литературы Лариса Джанаева.
"Мероприятие такого характера было проведено в нашем институте впервые. Если мы можем сказать, что уделяем достаточно внимания работе со школьными учителями, то воспитатели дошкольного образования, к сожалению, остаются в стороне. В особенности те, кто ведет занятия по родному языку, – отметила Фатима Майрамукаева, заведующая кафедрой осетинского языка и литературы СОРИПКРО. – Цель нашей задумки заключалась в повышении квалификации педагогов и в то же время – в диссеминации, т.е. распространении лучших практик. Мероприятие было проведено в рамках Года педагога и наставника, но мы постараемся, чтобы оно стало традиционным".
Методический ринг был разделен на три блока. Первый включил в себя вопросы и задания по методике организации воспитательно-образовательного процесса на осетинском языке в дошкольных образовательных организациях. Вопросы были направлены на определение знаний воспитателей по ФГОС дошкольного образования, теории и методике речевого развития, а также методике игровой деятельности дошкольников. Во втором участников ждали вопросы и задания по краеведению, осетинскому языку и детской литературе. Но самым сложным и вместе с тем увлекательным оказался заключительный блок – в его рамках воспитатели решали различные педагогические ситуации и выполняли игровые задания.
"Очень нужное и важное мероприятие, которое способствует объединению людей, занимающихся воспитанием детей на родном языке. За время игры мы узнали что-то новое, обменялись опытом, каждый внес в эту встречу нечто уникальное и свое. Единственное пожелание – пусть подобные мероприятия проводятся чаще, – поделилась Оксана Пухова, воспитатель-осетиновед МБДОУ №10 г. Беслана, участница команды "Фæзминаг чызджытæ" ("Образцовые девушки"). – Я думаю, что игровые компетенции педагога определяются прежде всего его личной любовью к играм. Можно было заметить, как мы, несмотря на наш большой опыт, не стеснялись своих эмоций во время брейн-ринга, входили в кураж, болели за свои команды. Это неотъемлемая часть нашей профессии: так как мы работаем с детьми, стараемся поддерживать контакт и дружить с ребенком, который есть внутри нас. Я думаю, это важно не только для воспитателей ДОУ, но и для каждого человека в целом".
После оживленной и упорной борьбы, ответив на десятки вопросов и выполнив ряд заданий, победителями методического ринга стали... все три команды: "Фæзминаг чызджытæ" ("Образцовые девушки"), "Иры чызджытæ" ("Девушки Осетии") и "РиЗаНеДиАл".