Передо мной был редкий экземпляр пушкинского "Евгения Онегина", оформленный Юрием Михайловичем Игнатьевым, известным российским графиком, членом Союза художников СССР. Работа вышла к 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.
Помню, я, не отрываясь, пересматривала роман. Наверное, в сотый раз, но как-то совсем иначе: оформление было непривычным, и, возможно, именно поэтому впечатление от прочитанного оставалось совсем иным. Совсем свежим, словно открыла такую знакомую книгу вообще впервые. Да, пожалуй, именно в тот вечер я поняла, как влияет оформление на то, с чем ты сталкиваешься на страницах литературных произведений. Словно видение художника накладывается на твое собственное восприятие и заставляет еще раз всмотреться, вчитаться, вдуматься и непременно заметить то же, что и он...
А Юрий Михайлович оказался человеком с удивительным вкусом и ненавязчиво мог сделать то, что никогда не сумели бы другие – подвести читателя к самой сути, глубине авторского замысла и совершенно ненавязчиво заразить его собственным видением предмета.
Когда-то я встретила интересное высказывание Альберта Камю. По- своему противоречивое, заставившее задуматься: "Искусство балансирует между двумя пропастями – легкомыслием и пропагандой. На гребне хребта, по которому идет вперед большой художник, каждый шаг – приключение, величайший риск. В этом риске, однако, и только в нем, заключается свобода искусства". Наверное, Игнатьев тоже по-своему рисковал, когда брался за то, что многим было уже широко известно по работам подлинных мастеров-иллюстраторов: И. Я. Билибина, Б. В. Зворыкина, А. С. Куркина, И. С. Канаева, М. А. Врубеля, Н. В. Кузьмина, П. П. Соколова, Д. А. Шмаринова и еще многих других. И, что замечательно, риск увенчался огромным успехом: его работы были не только замечены, но и выделены как неординарные, лучшие, талантливые, уникальные.
А ведь Юрий Михайлович – наш земляк. Коренной владикавказец. Дед его – учитель Калитовский – когда-то преподавал в мужской гимназии. Юрий родился (в 1930 году) и вырос именно в нашем городе. Именно здесь он закончил художественное училище. Именно отсюда отправился дальше – в Московский художественный институт имени Сурикова. Там и нашел себя, свое направление в большом искусстве. Всю творческую жизнь Игнатьев посвятил книжной графике и станковой живописи. В институте юношу сразу заметили его наставники – академик М. С. Родионов и профессор П. И. Суворов. Их влияние на студента, жаждавшего учиться, было очень ощутимым. Долгие беседы с Михаилом Семеновичем Родионовым... Его замечательные мастерские... Академик являлся виртуозом в области литографии и рисунка. Кроме того, у него были серьезные скульптурные работы. Но особенно любил он все же книжное иллюстрирование, в частности, тему "Творчество Льва Николаевича Толстого". Его работы, например, к "Холстомеру" и сегодня признаются лучшими из всего, что когда-либо кто-то создавал по этой теме. А как любовался студент Юра Игнатьев литографическими портретами деятелей культуры, созданными его наставником! Да и к театру приобщил Михаил Семенович своего способного ученика. Иначе и быть не могло: в Доме художника всегда царил дух поиска. Жена академика была дочерью известнейшего искусствоведа Владимира Гиацинтова, а свояченица Софья Гиацинтова – актрисой, пользующейся большой симпатией у зрителя.
Неменьшую роль в судьбе Ю. М. Игнатьева сыграл и профессор Петр Иванович Суворов, у которого было много специальных работ в области оформления книги. Кроме того, это был неутомимый путешественник. Особенно он любил Волгу, где часто бывал в летние месяцы. Даже сам написал художественную повесть "На заволжских озерах". Правда, раньше она выходила под псевдонимом П. Иванов. Книга эта, известная сейчас под настоящей фамилией автора, поэтично рассказывает о радостях рыбалки, о встречах с охотниками, рыбаками и сельской детворой. В ней можно найти немало деталей, которые в наше время покажутся устаревшими, и это не случайно, потому что Суворов путешествовал по Волге до появления на ней великих гидростанций, сильно изменивших ее облик. Так вот Петр Иванович в числе других студентов неизменно брал с собой и Юрия Игнатьева. Впрочем, не только на Волгу, но и в другие места страны. Он очень расширил его кругозор и навсегда увлек темой "Моя Россия". Недаром одним из направлений творчества художника была тема городского пейзажа, в особенности виды старой Москвы, которую он хорошо знал и любил.
Сегодня Ю. Игнатьев входит в число 100 выдающихся российских художников-графиков XX в., фонды которых хранятся в иллюстративном кабинете Института мировой литературы Российской академии наук. Юрий Михайлович принимал участие во многих выставках и крупных издательских проектах. Им было проиллюстрировано более 150 книг, в том числе поэтические сборники Тютчева, Баратынского, Веневитинова, произведения Бомарше, Прево, а также пьесы А. Островского, рассказы Л. Толстого и многие другие художественные произведения.
А что касается Нины Зиновьевны, жены художника... Когда-то, рассказывая об Анне Григорьевне Сниткиной, подруге Ф. М. Достоевского, один из поэтов сказал так:
Этой отваги и верности
Перевелось ремесло...
Больше российской словесности
Так никогда не везло.
Думаю, что, немножко перефразировав, мы можем эти замечательные слова отнести и к Н. 3. Игнатьевой, сделавшей все, что только в человеческих силах, для увековечения памяти своего мужа. Для его признания современниками.
А вот особое место в жизни художника всегда занимал А. С. Пушкин. Творческий путь Ю. М. Игнатьева начался с иллюстраций к "Евгению Онегину". Замечательные его иллюстрации к "Капитанской дочке", "Избранным произведениям", "Пиковой даме" проникнуты точным знанием и пристрастным отношением к эпохе: говорят, что рисовать человека в цилиндре и крылатке было для него естественнее, чем своего современника. С пушкинской темой связаны и многие акварели художника с видами Царского Села и пушкинского Санкт-Петербурга.
И все же главным произведением, можно сказать, делом жизни, Юрий Михайлович считал "Евгения Онегина". Пушкинский роман стал первой и последней книгой в жизни художника. Ровно 40 лет разделяют два издания. Первое было сразу же замечено и стало одной из 50 лучших книг 1959 года.
Серия иллюстраций к роману Пушкина, выполненная в смешанной технике (тушь, гуашь, акварель), стала дипломной работой молодого художника. По воспоминаниям родных, немалую роль в рождении книги сыграл замечательный иллюстратор Николай Васильевич Ильин. Его чудесные силуэтные работы к пушкинским произведениям известны, пожалуй, всем. Это он счел работы Игнатьева – тогда еще студента – грамотными, зрелыми и достойными издания.
На протяжении многих лет у художника вызревал замысел нового издания "Евгения Онегина". Для этого были подготовлены 78 иллюстраций. Композиции рождались буквально мгновенно. Скоропись – отличительная черта этих работ. Добавим артистизм, необыкновенную свободу и особую преданность делу. Работал Юрий Михайлович с огромным энтузиазмом. Как у музыканта из звуков рождается мелодия, так у художника из штрихов – образ, реальность. И читатель становится настоящим соавтором. Казалось бы, какая условность! Широкий мазок – и серое небо, еще один – заснеженная Нева... Иллюстрации в книге воспроизведены в натуральную величину по отношению к оригиналам. Есть композиции, на которых фигуры величиной в 10–12 мм. Но даже в 10- миллиметровых фигурках мы различаем одежду, видим их в движении. Это ли не уникально?!
Юрий Михайлович уже с готовыми иллюстрациями обращался за советом к Н. В. Кузьмину и услышал самые добрые слова поддержки и одобрения.
Во второй половине 80-х цикл иллюстраций по заявке художника был принят Гослитиздатом. Как и полагается, заключили договор. Прошло три года. По просьбе Гослитиздата договор на аренду иллюстраций был продлен. Шло время. У Юрия Михайловича начались серьезные проблемы со здоровьем – с сердцем. И в какой-то момент он вдруг отчетливо понял, что книгу, о которой так мечтал, не увидит. Сказано это было жене с такой болью, что слова буквально обожгли душу...
После смерти мужа Нина Зиновьевна поклялась издать "Евгения Онегина" к юбилею Пушкина. Чего бы это ни стоило. Чего ей это стоило – какой энергии, сил, средств – знают лишь очень близкие люди. Догадываются, наверное, и те, кто по долгу службы участвовал в издании – работники типографии. И печаталась книга в той же самой типографии "Красный пролетарий", что и первое издание пушкинского романа в 1959-м.
Мечта художника издать книгу все же свершилась. В день рождения поэта, в его 200-летие, новое издание к огромной радости посетителей экспонировалось на выставке в музее на Мойке...
Он работал с издательствами "Художественная литература", "Детская литература", "Советский писатель".
В 1986 году в издательстве "Художественная литература" вышла книга "Слово о полку Игореве" со вступительной статьей Дмитрия Сергеевича Лихачева. В семейной библиотеке художника хранится экземпляр с дарственной надписью Дмитрия Сергеевича: "Дорогому Юрию Михайловичу Игнатьеву – искренняя благодарность за чудесную работу по иллюстрированию".
А оно, это признание, действительно было. Так, организационный комитет XII Московской международной книжной ярмарки назвал книгу одним из лучших изданий к 200-летию А. С. Пушкина. Ее заметили не только в России, но и в Германии, куда она попала на книжную ярмарку во Франкфурте-на-Майне; и в Китае: иллюстрация из нового издания уже опубликована в книге известного китайского филолога, художника Гао Мана "Тропа к Святогорску".
Юрий Михайлович Игнатьев – художник, явно почитающий идеи "Мира искусства", стремящийся войти в русло и образную ткань, присущую "мирискуссникам". Образы уже первого издания очень лиричны, музыкальны. Художник рвется к свету, он ищет колорит. В книге есть очень привлекательные, близкие сердцу мотивы. Поиски, эксперименты молодого автора интересны и достойны похвалы. Художник учился, подражал, прислушивался к лучшим графикам. Прислушивался к Пушкину, "напитывался" им, как рассказывает Е. Н. Севастьянова – искусствовед, автор ряда книг. Иллюстрации ко второму изданию музыкальны, пронизаны светом и воздухом. Ярче, чем в первой книге, обозначены образы Петербурга, Эрмитажа, Летнего сада, театра... Появляются особые стиль, цветность, пространственность, легкость – изящный классический образ пушкинского Петербурга. Художник уловил это. И в этом его большая удача и несомненная заслуга.
Да, как акварелист Ю. М. Игнатьев хорошо известен собирателям живописи и специалистам. Книжные иллюстрации и акварели художника украшают сегодня многие российские музеи и частные коллекции по всему миру.
А вся серия иллюстраций к роману "Евгений Онегин" издания 1999 г. хранится ныне в селе Михайловском.
Выставки работ знаменитого художника проводятся постоянно в музеях писателей, чьи произведения иллюстрировал Юрий Михайлович, в специальных залах, в художественных институтах и училищах. Думаю, что в Год культуры эта работа станет еще активнее. Собственно, она уже началась.
Так, в этом году, с 1 февраля, в музее-усадьбе Дмитрия Веневитинова (подразделение Воронежского областного литературного музея имени И. С. Никитина) в рамках проекта "Слово" состоялось открытие гостевой выставки копийных работ Юрия Михайловича (иллюстраций к роману А. С. Пушкина "Евгений Онегин"). Название выставки очень символичное: "И пробуждается поэзия во мне..."
Таков он – известнейший художник XX века, наш земляк Ю. М. Игнатьев. Хотелось, чтобы о нем знали владикавказцы. Его замечательный труд того стоит...
P.S.
А вот родственников его здесь я так и не нашла, хотя и добросовестно обзвонила всех людей, которые носят эту фамилию. Но тут все могло быть... Или среднее поколение и молодежь просто плохо знают свои корни, или жизнь так разбросала людей по всей стране, что теперь целое дело – собрать их воедино...
И все же... А вдруг, прочитав эту статью, кто-то из друзей, знакомых или родных Юрия Михайловича откликнется? Ведь и такой вариант не исключен. Недаром принято говорить, что надежда умирает последней...