В преддверии этого события корреспондент "СО" пообщался с Олегом Ходовым. Дирижер рассказал об истории создании оркестра, его репертуаре, предстоящем концерте и популяризации национальной музыки.
− Олег, расскажите, как появился оркестр?
− Оркестр был основан в 2008 году. Тогда в этом здании на улице Куйбышева, где мы сейчас репетируем, располагался Республиканский центр народного творчества. Директором был Хаджисмел Варзиев. Он познакомил меня с реставратором и мастером по изготовлению национальных инструментов Сосланом Моуравовым. Я начал с ним сотрудничать. Сначала мы создали квартет, а затем постепенно его расширили. Получился экспериментальный камерный оркестр. Базировались в Доме-музее Иссы Плиева. В 2009 году мы делали презентацию оркестра вместе с экспозицией национальных инструментов. Пригласили представителей Министерства культуры РСО–А, других почетных гостей. Через год нам был присвоен статус государственного оркестра Северо-Осетинской госфилармонии. Далее уже началась наша полноценная концертная деятельность.
− Да, действительно вы ведете очень активную работу, нередко выступаете в концертных залах различных культурных учреждений Северной Осетии, а за пределы республики выезжаете?
− Да, выезжаем. В прошлом году были на фестивале "Мир Кавказу". Выступали также в Москве в рамках празднования 1100-летия крещения Алании. Мы и сами приглашаем коллективы из других республик. К сожалению, не можем это делать часто, так как у нас нет своего собственного концертного зала.
− Какие произведения входят в репертуар оркестра?
− Репертуар основан на осетинском фольклоре. Исполняем музыку наших прославленных композиторов – Феликса Алборова, Ильи Габараева, Татаркана Кокойти, Дудара Хаханова, Булата Газданова.
− Как вы считаете, ощущается ли сейчас в республике нехватка специалистов, именно музыкантов-народников?
− Нехватка есть, и связана она с тем, что состав музыкантов со временем, естественно, меняется, а вот замены достойной почти нет. Я уже не раз призывал преподавателей наших музыкальных учреждений готовить специалистов, умеющих профессионально играть на разных национальных инструментах. Да, у нас есть определенные специализации, но часть инструментов используются лишь для факультативных занятий, а не для основных. Для профессионального коллектива нужны соответствующие кадры.
− Насколько важно сейчас заниматься популяризацией национальной музыки и приобщать к ней молодежь?
− Это архиважная задача. Нам всем необходимо обращаться к своим корням. Нужно это для того чтобы знать культуру, традиции и обычаи своего народа. У национальной музыки есть свои особенности. Она, как и язык, хранит наше прошлое, объединяет и сближает людей.
− Олег, а вы пишете музыку?
− Пишу, но не так часто. В основном, это песни. Есть у меня композиции на стихи Камала Ходова, Риммы Хабаевой, Валерия Гасанова и других авторов.
− Вы еще занимаетесь и популяризацией национальных инструментов и музыки…
− Да, в частности, пропагандируем в школах национальную музыку. Помимо оркестрового исполнения, делаем сольные номера, чтобы молодежь могла послушать каждый инструмент в отдельности. Например, кисын-фандыр, дала-фандыр, 12-струнная арфа. Кстати, об инструментах: мной были подготовлены два выпуска самоучителя игры на дала-фандыре. Первый вышел в 2014 году, и рассчитан он для исполнения в домах культуры. А в прошлом году был представлен сборник для более профессиональных музыкантов – учащихся музыкальных школ и колледжей.
− Расскажите о предстоящем концерте. Что вы готовите, чем будете удивлять зрителей?
− Подготовка у нас идет полным ходом, репетируем. Готовим новые произведения, также повторяем те, которые уже давно закрепились в репертуаре. Будет много всего интересного, в том числе и сольные номера наших оркестрантов. Этим концертом мы завершим нынешний сезон.
Фото Татьяны ШЕХОДАНОВОЙ