[B]Современные условия, изменившаяся геополитическая ситуация актуализируют отношения государства и гражданского общества повсеместно в мире. [/B]
Мы видим, что прежние принципы и договоренности между властью и "третьим сектором" подвергаются существенному ущербу. Новации ультралиберализма поставили под сомнение привычные традиционные основы отношений между людьми, группами, организациями. Стремление новых "идеологических центров силы" подчинить себе человеческий капитал и человеческий потенциал побуждает к новому осмыслению роли гражданского общества.
Такое осмысление важно и в отношении российского гражданского общества, которое сегодня, как и Российское государство, находится перед многими вызовами. Обострение международных отношений, экономические санкции и политическое давление на Россию, "культура ее отмены" в связи с независимым курсом и со стремлением к справедливому миропорядку актуализируют роль и функционал российского гражданского общества. Очевидно, что оно существенно отличается от западноевропейской модели и имеет, как отмечал Президент РФ Владимир Путин, суверенный характер под стать суверенитету России как государства-цивилизации.
В условиях весьма негативной "новой нормальности" приверженность российским историко-культурным основам позволяет российскому гражданскому обществу, во-первых, сохраняться институционально и программно, во-вторых, находиться в тренде общенациональных потребностей. Повестка общественных объединений РФ сопрягает достижения истории и культуры многих народов, которые, как всегда в трудные периоды, проявляют свои лучшие качества – коллективизм, сочувствие, взаимную поддержку. Российское гражданское общество сегодня находится на переднем крае отстаивания собственно российских социальных, духовно-нравственных, а также и общественно-политических ценностей.
В условиях военно-политических эксцессов, гибридных войн, конфликтов, специальной военной операции, которую Россия ведет с целью денацификации и демилитаризации Украины и защиты русского населения, общественные организации страны в максимальной степени приблизили свои действия к запросам времени. "Крымский консенсус" и "донецкий консенсус" не могли бы быть достигнуты без ответственного и инициативного участия гражданского общества, без готовности российских граждан всех национальностей и всех вероисповеданий выдвинуть на первый план интересы государства, Родины. Здесь отметим, что НПО, НКО имеют свои возможности для вовлечения в патриотическое движение молодежи, для "очеловечивания" сложных для восприятия политических процессов, для гуманизации трудных для понимания политических решений. Российское гражданское общество, субъективированное во множестве общественных организаций, в ситуации глобального геополитического риска проявило способность и к внутренней солидарности, и к солидарности с государством.
Держа ориентиры на послания Президента, на решения Совета при Президенте РФ по правам человека и развитию гражданского общества, Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, на предложения Общественной палаты РФ, Ассамблеи народов России и других федеральных структур, общественные организации в регионах РФ усилили гуманитарный вектор своей деятельности, что рельефно проявляется на Северном Кавказе. Советы ветеранов, комитеты женщин, волонтерские организации, конгрессы народов, национально-культурные и религиозные организации, фамильные и родовые объединения, этнические общины, казачьи организации объединены стремлением поддержать Российское государство, сплотиться на основе гражданского участия и патриотизма для достижения общенациональных целей. Новые практики северокавказских общественных организаций отражают общероссийские тенденции и в то же время поддерживают региональные особенности гражданского структурирования, объединяя на своих платформах гуманитарные, миротворческие и миростроительные инициативы.
Лариса ДЗАХОВА, доктор политических наук, заведующая кафедрой философии и общественных наук СОГУ