Встроились в избирательную "пирамиду"
Повестка дня очередного заседания включала в себя сорок вопросов.
Первые два законопроекта, с которых, собственно, и началось рассмотрение повестки дня заседания, инициированы Главой РСО–А, их представил депутатам первый заместитель руководителя администрации главы и правительства Виктор Ортабаев. Проект конституционного закона республики предлагает изменения в Конституцию Республики Северная Осетия – Алания. В частности, в соответствии с федеральным законодательством вносится изменение в наименование Центральной избирательной комиссии РСО–А. Теперь она именуется Республиканская избирательная комиссия и входит в единую систему избиркомов страны, которая, как образно выразился В. Ортабаев, представляет собой пирамиду, где региональные комиссии находятся в ее середине, а вершиной является Центральная избирательная комиссия РФ.
Второй законопроект, также инициированный главой республики, касается изменений в Закон РСО–А "О государственной службе", он приводится в соответствие с федеральным законодательством и уточняет целый ряд положений. В частности, о квалификационном экзамене для госслужащих, о полномочиях кадровых служб, о гарантиях госслужащих, участвующих в специальной военной операции, о поощрении госслужащих и др. Оба законопроекта приняты в первом чтении.
Целый пакет законопроектов представил председатель комитета парламента по законодательству, законности и местному самоуправлению Аслан Черчесов (на фото). Изменения вносятся в конституционные законы РСО–А "О Главе Республики Северная Осетия – Алания" и "О Правительстве РСО–А", в Республиканский закон от 15 июня 2009 г. № 16-РЗ "О противодействии коррупции", в Закон "Об установлении границ МО "Дигорский район", наделении его статусом муниципального района, образовании в его составе муниципальных образований – городского и сельских и установлении их границ". Кроме того, депутаты поддержали антикоррупционный закон, который был внесен прокурором республики, упрощающий декларирование доходов муниципальных служащих, и другие законопроекты.
Нузальскую больницу – под детский санаторий
Председатель комитета парламента по социальной политике, здравоохранению и делам ветеранов Лариса Ревазова представила проект закона "Об исполнении бюджета территориального Фонда обязательного медицинского страхования за 2022 год", а также о бюджете территориального ФОМСа на 2023 и на плановый период 2024–2025 гг. Оба законопроекта приняты во втором и окончательном чтении.
Дополнительные меры социальной защиты предусмотрены предлагаемыми изменениями в отдельные законы РСО–А, речь идет о помощи участникам СВО и их семьям, а также социальной категории "Дети осажденного Ленинграда".
Еще один законопроект, представленный Л. Ревазовой, направлен на предупреждение распространения туберкулеза в республике. Депутат от фракции КПРФ Медея Эльдзарова поинтересовалась, нужен ли нашей республике детский противотуберкулезный санаторий. "Заболеваемость туберкулезом среди детей в нашей республике имеет тенденцию к снижению, но остается выше, чем в среднем по РФ, поэтому мы считаем, что детский санаторий этого профиля республике необходим, – ответила Лариса Константиновна. – Тем более что для этого есть возможность использовать здание Нузальской больницы, в этой местности подходящий для легочников климат. Надеемся, что нас поддержит правительство, возможно, это будет частно-государственное партнерство".
Несколько законопроектов, представленные руководителем комитета парламента по промышленности, транспорту, связи и предпринимательству Муратом Кисиевым, направлены на поддержку малого и среднего предпринимательства. Председатель парламента Т. Тускаев отметил активную целенаправленную работу профильного комитета во взаимодействии с другими комитетами, министерствами по поиску эффективных законодательных механизмов, позволяющих наращивать участие бизнеса в укреплении экономики республики.
Доход – расход – профицит
Бюджетный блок законопроектов подготовило правительство республики. И.о. министра финансов РСО–А Олег Исаков представил депутатскому корпусу изменения в республиканский бюджет на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 гг., проект закона "Об исполнении республиканского бюджета РСО–А за 2022 год", а также отчет об исполнении бюджета за первый квартал 2023 года. Содокладчиками по этому вопросу выступили председатель Контрольно-счетной палаты РСО–А Инал Калицев и председатель бюджетного комитета парламента Асланбек Хадарцев, министр экономического развития республики Заур Кучиев.
И основной докладчик, и выступавшие за ним отметили, что в непростых условиях, связанных с санкционным давлением, экономика республики, как и страны в целом, сохраняет устойчивость, и даже есть тенденции к дальнейшему развитию. В частности, в таких сферах, как жилищное строительство, сельское хозяйство, туризм, стабильно выполняются социальные программы.
Депутатов интересуют не только цифры, но и практические результаты, как они отражаются на уровне жизни населения, на сроках и качестве строительства возводимых объектов социально-культурного назначения, как и за счет чего пополняется республиканский бюджет. В частности, депутат Арсен Фадзаев задал вопрос и.о. министра финансов по поводу реконструкции стадиона "Спартак", есть ли трудности с финансированием этого объекта, когда наконец он будет сдан в эксплуатацию. По словам и.о. министра, проблем с финансированием нет, а что касается сроков сдачи стадиона, то этот вопрос О. Исаков порекомендовал адресовать профильному министру.
Депутат Сослан Дидаров хотел услышать, сколько поступило средств в виде налогов от объектов туриндустрии, которая сегодня стремительно развивается в нашей республике. Ответ на этот вопрос дал И. Калицев: "Налоговые поступления в 2022 году по этому виду экономической деятельности составили 99 млн руб., или 155% (в 2021 г. – 35 млн руб.)".
Резюмируя итоги обсуждения бюджетной темы, председатель парламента Таймураз Тускаев отметил: "Были обозначены основные тенденции республиканского бюджета и были поставлены, на мой взгляд, серьезные вопросы, о роли отдельных отраслей формирования "бюджетного пирога". Сегодня нужен более глубокий анализ и на макроэкономическом, и на микроэкономическом уровнях, необходимо посмотреть экономику отдельных предприятий и определить вклад отрасли в формирование бюджетов, в создание новых рабочих мест, таким образом решая и проблемы занятости.
Мы планируем при формировании бюджета на 2024 год провести открытые публичные слушания, чтобы в широком экспертом формате определить подходы к формированию бюджета будущего года. Обеспечить полную прозрачность как в части формирования доходов, так и в расходовании средств бюджета".
Среди рассмотренных на заседании вопросов – законодательная инициатива группы североосетинских депутатов, которая направлена на социальную поддержку отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности. Речь идет о том, что не все работающие на селе специалисты здравоохранения получают компенсационные выплаты на оплату жилья. Этот список необходимо дополнить, чтобы и педиатры, и другие узкопрофильные врачи, работающие в сельской местности, могли иметь льготы на оплату жилья.
Уже не учредитель
Выступивший на заседании парламента председатель комитета по делам печати и массовых коммуникаций РСО–А Юрий Фидаров сообщил, что комитет подготовил проекты постановлений Правительства РСО–А, касающиеся редакций газет "Северная Осетия" и "Растдзинад". "Нормативно-правовые акты вносят изменения в уставы данных средств массовой информации, которые действовали еще с 2007 года и на текущий момент требуют актуализации в соответствии с требованиями действующих норм законодательств", – сказал он. В частности Федеральный закон №174 "Об автономных учреждениях" (часть 2, статья 6) предусматривает наличие только одного учредителя у государственного автономного учреждения. Данный ФЗ не предусматривает в качестве учредителя законодательные органы власти. Таким образом, предлагается вывести Парламент РСО–А из состава учредителей. В качестве учредителя продолжает выступать Правительство РСО–А, а функции и полномочия учредителя исполняет Комитет по делам печати и массовых коммуникаций РСО–А. При этом за Парламентом РСО–А остается право размещать без корректировки и редактирования официальные сообщения и иные материалы.