Касполат Кайтыкоевич начал свою писательскую деятельность в далеком 1970 году, но о его творчестве стало известно только через восемь лет – на легендарном Республиканском совещании молодых писателей Осетии во Владикавказе (1978). На этом мероприятии я и познакомился с молодым писателем Касполатом Черчесовым, также не имевшим на тот момент в творческом активе ни одной изданной книги. Республиканский семинар-совещание под руководством тогдашнего председателя правления Союза писателей Северной Осетии Давида Темиряева выявил немало талантливых авторов, которые сегодня являются основной опорой нынешней писательской организации. Встреча с живыми классиками Кудзагом Дзесовым, Тотырбеком Джатиевым, Максимом Цагараевым, Сергеем Марзоевым и другими мастерами слова стала для Касполата не только знаковой, но и судьбоносной.
Ярким завершением форума стало издание сборника произведений молодых писателей "Гори, моя звезда". Позже Касполат Черчесов станет автором нескольких книг рассказов и повестей на родном и русском языках, но та первая осталась в памяти на всю оставшуюся жизнь. И не только у него: она стала откровением для всей читающей и мыслящей Осетии. Для газеты "Молодой коммунист" я записал интервью с народным писателем Осетии Максимом Цагараевым. И вот что сказал о молодых авторах признанный мастер осетинской прозы: "На мой взгляд, несомненным литературным дарованием обладают прозаик Касполат Черчесов и поэт Батрадз Касаев. Среди литературной молодежи немало способных ребят, но особенно я бы выделил этих двоих – многого от них жду и очень хочу, чтобы мои надежды оправдались...".
Тогда, наверное, и началась дружба двух осетинских прозаиков – классика и начинающего автора, которую разделили годы и свершения. Я часто думаю об их отношениях, и всякий раз горжусь и радуюсь за них. Основные книги Черчесова вышли уже без наставника, но он сделал все, чтобы оправдать его надежды. Наблюдая многие годы за творчеством Касполата, я не раз был свидетелем его доброжелательного, взвешенного отношения к молодым писателям. Каждая встреча с ними становится событием для него, надеюсь – и для них. Касполат Черчесов, как и я, относится к категории "старых осетин" в хорошем смысле это словосочетания. И, слава Богу!
Самобытному писателю интересна душа человеческая в вечных ее проявлениях. Какая радость и какая редкость в наше время встретить такого несуетного человека, как Черчесов! Чем страшна суета современности для писателя? Чем чревато городское многолюдье? А тем, что встреча человека с человеком перестает быть для обоих событием. Хотя, по сути, это и есть главное в земной нашей жизни. Важнее лишь встреча человека с Богом... Для живущего в столичном городе Черчесова встреча с человеком всегда была и остается событием. Как и встреча с каждой новой книгой, которые ему дарят прозаики и поэты, как из Северной, так и Южной Осетии.
Воплощение духа осетинской культуры – так определил я когда-то для себя суть прозы Черчесова и до сих пор не изменил своему первоначальному выводу. Дело в том, что, когда Касполат Кайтыкоевич стал пробовать себя в прозе, ему не надо было искать свою тему. Эта тема – тема обычаев, традиций, души народа – сама нашла его на берегу реки Урух, задолго до того, как он стал писателем.
В своих произведениях Черчесов создает удивительно красивый, светлый мир. Ему удается описать чудо гармонии мироздания, и не просто описать, а передать это чувство читателю. И тот делает закономерный вывод: как прекрасна жизнь, когда кругом царит "Благодать солнца!" Такова главная мысль, которую выносит для себя взыскательный читатель. И это не случайное явление. Герои писателя чувствуют полноту счастья, солнца, жизни и любви. Это тот добрый, надежный мир, который останется на всю оставшуюся жизнь и поддержит их в трудную минуту. Такое восприятие действительности зиждется на художественном мастерстве писателя. Язык его повестей и рассказов нетороплив, красочен, с множеством описаний, поэтому читаются они легко и вдохновенно. Художественное время произведений соответствует фактическому, события в сюжетах предшествуют друг другу. И таким образом следуют друг за другом своим чередом. Перед читателями предстает хроника жизни самого автора. Действительность, в которой живут герои писателя, наполнена радостью бытия, где все сущее находится в согласии. Перед нами – природа как естественное откровение, повествующее о творческой силе и мудрости творца. Образы, созданные талантливым автором, глубоко продуманы: и внешность, и привычки, и поступки; все персонажи отличаются добрым юмором. Кроме того, писатель ведет своих героев через серьезные испытания (война, конфликт, жизнь) словно подготавливая их к самому серьезному шагу в своей судьбе. А радость и свет, пронесенные через суровые испытания, надежно хранят человеческое сердце.
В прозе Касполата Черчесова силен мотив возвращения к природе. Но упор делается не на гармонии человека с окружающей действительностью, а на утрате этого единения, на противопоставлении животного и человеческого миров. Человеку дарована Вселенная, но он пренебрег этим даром Всевышнего. Поэтому пролегла пропасть между человеком и природой. Казалось бы, теперь земляне должны быть подавлены этой картиной – ощущением своей слабости во Вселенной, в которой они лишь песчинки. От рассказа к рассказу взрослеют и мужают герои Черчесова. Любовь к родной земле дает им силы выстоять в испытаниях судьбы. Они бескорыстны, добры, склонны к самопожертвованию, заботятся о слабых, искренни в отношениях и честны в поступках. И эпоху они воспринимают трезво, не понаслышке. Но актуальность легко может превратится в сиюминутность. Поэтому свою задачу писатель видит в сопряжении временного и вечного.
Сегодня сложно дать желаемое определение творчеству писателя, о котором не так много написано. От неудачной оценки потом очень сложно избавиться. Человек из рассказов Касполата Черчесова живет в реальной жизни, совмещающей в себе историю и современность. Этот художественный метод он достаточно часто использует в сюжетостроении своих произведений. В том числе часто обращается к фольклору, истории, раскрывает бытие мира через факты и вымысел, использует необычное движение времени. Автор, будучи чутким человеком, всегда находит тонкую грань с невидимым. И ему остается прислушиваться: от Бога ли оно. После чего приходится задать закономерный вопрос: "Почему именно так поступает писатель?" Ответ находится в самом времени, в котором творил художник слова: развал страны, трагедия Южной Осетии, события 1992 года в Северной Осетии, коррупция, криминал, разрушение великой страны, системы образования и здравоохранения…
Касполат Черчесов плодотворно сотрудничал, и продолжает сотрудничать со всеми литературно-художественными журналами современной Осетии ("Мах дуг" ("Наша эпоха"), "Ираф", "Фидиуёг" ("Глашатай"), "Ногдзау" ("Пионер"), "Дарьял") и юга России ("Дон", "Ставрополье", "Кубань"). А книги художественной и документальной прозы, вышедшие в республиканских издательствах ("Хурамонд", "Жизнь по законам добра", "Таболов Солтанбек: жизнь богаче наших представлений", "Рубашка ближе шубы"), а также изданные в Цхинвале ("Сильнее смерти") стали достоянием современной осетинской литературы. И это не случайное явление: через все произведения автора лейтмотивом проходит тема любви к Родине, к родной земле.