В постреволюционном поиске форм национального самоопределения Северная Осетия влилась в систему советской власти и социалистической экономики, обретя государственно-правовые характеристики автономной области с определенной этим статусом компетенцией и впервые сформировав собственную институциональную систему устойчивых и жизнеспособных органов власти и управления. В целом же территориально-административное и экономическое положение северокавказских автономий образца 1920-х гг. определяло пересечение двух принципов: этнополитического и хозяйственно-географического с явным приоритетом последнего.
Бурное экономическое развитие СССР в годы первых пятилеток предопределило существенные подвижки в социально-политической сфере. Прежде всего была значительно расширена социальная база советской власти за счет пополнения слоя фабрично-заводского пролетариата и проведения политики его диктатуры. Частный капитал оказался практически вытеснен из производственной и распределительной сфер, а промышленность и сельское хозяйство были оснащены современной технической базой. В то же время нестабильное внешнеполитическое положение СССР подстегивало процессы индустриализации, а во внутренней политике государства все больше усиливалась репрессивная составляющая по отношению к несогласным с установившимся политическим режимом.
Изменения в социально-политическом развитии страны требовали законодательно-правового оформления.
Об окончательной победе нового общественного строя было объявлено в Конституции СССР 1936 г. Статья 13 закрепляла государственное устройство страны как союзного государства, основанного на добровольном объединении 11 союзных республик.
На основании статьи 16 союзной Конституции, в которой провозглашалось право каждой союзной республики иметь собственную Конституцию, "учитывающую особенности республики и построенную в полном соответствии с Конституцией СССР", в январе 1937 г. была принята новая Конституция РСФСР.
Среди 11 союзных республик только она имела наиболее сложное внутреннее федеративное устройство, которое закреплялось в ст. 22 Конституции СССР и ст. 14 Конституции РСФСР: в состав РСФСР входили 5 краев, 19 областей, 17 автономных республик и 6 автономных областей.
Таким образом, согласно союзной и российской конституциям Северо-Осетинская автономная область получила статус автономной республики в составе РСФСР как высшей политической формы автономии с собственной системой органов власти и управления, высшим звеном в которой являлся Верховный Совет АССР, наделенный законодательными полномочиями. Одновременно Северная Осетия была выведена из состава Северо-Кавказского края (сам же Северо-Кавказский край переименован в Орджоникидзевский, позже, в 1943 году – в Ставропольский).
Статья 92 союзной Конституции закрепляла за каждой автономной республикой право иметь свою Конституцию, учитывающую особенности республики и построенную в полном соответствии с Конституцией союзной республики. Это означало, что Северная Осетия как самостоятельное государственное образование получила возможность иметь собственный Основной закон.
После рассмотрения проекта Конституции СОАССР комиссией Политбюро ЦК ВКП(б) и его одобрения в апреле 1937 г. текст проекта был опубликован в республиканской печати на осетинском и русском языках.
21 апреля 1937 года проект Конституции Северной Осетии был рассмотрен и утвержден президиумом исполкома СОАССР, который постановил вынести его на утверждение VII Съезда советов Северной Осетии.
3 июля 1937 года в г. Орджоникидзе продолжил свою работу VII Чрезвычайный съезд советов СОАССР. Повестка дня включала только один вопрос – о принятии Конституции СОАССР. Избранная для окончательного редактирования обсуждаемого проекта редакционная комиссия съезда представила свой доклад 6 июля 1937 года. Постановлением Чрезвычайного VII съезда советов Северо-Осетинской АССР проект Конституции СОАССР был утвержден. Это был первый конституционный закон республики, разработанный и принятый ее собственными законодательными органами и определявший жизнедеятельность республики как государственного образования с определенным объемом политической самостоятельности.
Конституция постановляла правовой статус Северной Осетии, закрепляла общественное и государственное устройство республики, утверждала систему органов государственной власти и управления, определяла избирательную систему и устанавливала права и обязанности граждан.
И в структурном отношении, и в формулировке основных своих положений она опиралась на конституции СССР 1936 и РСФСР 1937 гг., но конкретизируя основы собственной государственности. Политическую основу СОАССР составляли Советы депутатов трудящихся, экономическую – социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства.
Текст первой Конституции СОАССР был небольшим по объему, не имел преамбулы и делился на 11 глав, содержавших 114 статей.
Первая глава посвящалась общественному устройству республики, основу которого составлял союз рабочих и крестьян, объединившихся в социалистическом государстве.
Во второй определялось место республики в системе государственного устройства СССР, а также перечислялись вопросы, относившиеся к компетенции автономной республики: прежде всего установление Конституции СОАССР и деление ее территории на районы с определением их границ. Эти вопросы вносились на утверждение Верховного Совета РСФСР. Автономный статус СОАССР предполагал самостоятельную разработку республиканского законодательства и управление различными отраслями экономики республики, ее социокультурной сферой. В случае расхождения закона СОАССР с законами СССР и РСФСР устанавливался приоритет союзных и российских законов.
СОАССР состояла из 11 районов: Орджоникидзевского, Кировского, Гизельдонского, Ирафского, Дигорского, Кадгаронского, Алагиро-Ардонского, Заурухского, Дарг-Кохского, Правобережного, Горно-Алагирского и города Орджоникидзе, подчиненного непосредственно высшим органам государственной власти СОАССР.
В главах III–V определялись организация, система и порядок деятельности высших органов власти и управления СОАССР, местных органов власти (районных, городских, сельских). Система органов власти и управления в республике формировалась по аналогии с союзной.
Высшим органом власти в СОАССР становился Верховный Совет СОАССР, наделенный законодательной властью. Закон считался утвержденным, если принимался простым большинством голосов. Законы, принятые Верховным Советом СОАССР, публиковались на осетинском и русском языках.
В период между сессиями Верховного Совета высшим органом власти в СОАССР являлся Президиум Верховного Совета СОАССР: он издавал указы, давал толкования законов СОАССР, проводил референдумы, назначал новые выборы, но в то же время был подотчетен Верховному Совету во всей своей деятельности. Президиум формировался Верховным Советом СОАССР и включал в свой состав 11 человек: председателя, его заместителя, секретаря и 8 членов. Как видно, Съезд советов как высший представительный законодательный орган в системе советского демократического управления в соответствии с новой Конституцией упразднялся, а его место занимали новые законодательные институты – Верховный Совет и Президиум Верховного Совета. Подобная модель организации верховной власти была единой для всего СССР и входивших в его состав государственных образований, что свидетельствовало об усилении тенденции к централизации власти в стране.
Правительство (Совет народных комиссаров СОАССР – СНК) формировалось Верховным Советом республики. СНК являлся высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти в СОАССР и был подотчетен Верховному совету, а в период между сессиями – Президиуму Верховного Совета. СНК издавал постановления и распоряжения на основе действующих законов СССР, РСФСР и СОАССР, а также имел право отмены решений и распоряжений, принятых исполнительными комитетами местных советов (районных и городских). Акты, принятые СНК СОАССР, публиковались на осетинском и русском языках. Конституцией учреждались народные комиссариаты республиканского значения: земледелия, финансов, внутренней торговли, внутренних дел, юстиции, здравоохранения, просвещения, пищевой промышленности, коммунального хозяйства, социального обеспечения; республиканские управления: дорожное, по делам искусств.
В районах, городах, поселках, селах, станицах местными органами государственной власти являлись советы депутатов трудящихся, руководившие культурно-политической и хозяйственной деятельностью на подведомственной территории.
В шестой главе определялся порядок формирования республиканского бюджета; в седьмой излагались принципы организации и деятельности органов суда и прокуратуры и провозглашался принцип независимости органов прокуратуры от местных органов власти.
Высшим звеном в системе судебной власти являлся Верховный суд СОАССР, избиравшийся Верховным Советом СОАССР. Основная функция Верховного суда – надзор за судебной деятельностью всех судебных органов в республике. Низшей судебной инстанцией в системе общей юрисдикции являлись народные суды, избиравшиеся на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании. Рассмотрение всех дел во всех судах осуществлялось с участием народных заседателей. Устанавливался принцип открытости судопроизводства и провозглашалось право обвиняемого на защиту.
В судебных учреждениях СОАССР судопроизводство велось на осетинском и русском языках; для лиц, не владеющих этими языками, обеспечивалось полное ознакомление с материалами дела через переводчика и давалось право выступать в суде на родном языке.
На территории СОАССР высший надзор за точным исполнением закона всеми наркоматами и подведомственными им учреждениями, должностными лицами и отдельными гражданами осуществлялся Прокурором СССР, который мог действовать как непосредственно, так и через Прокурора РСФСР и Прокурора СОАССР.
Наиболее обширной по количеству статей была глава восьмая, закреплявшая основные демократические права и свободы, утвержденные Конституцией СССР 1936 г.: провозглашалась свобода слова, печати, собраний и объединений, устанавливалось равенство прав женщин и мужчин. Принцип равноправия граждан Северо-Осетинской АССР независимо от их национальности и расы во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни объявлялся "непреложным законом".
Следует отметить, что в числе гражданских прав, которыми наделялись граждане СССР, были такие, которые отсутствовали в конституциях западных государств: право на труд, право на отдых, право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, равные права на труд для женщин и мужчин, право на бесплатное образование, медицинское обслуживание и т.п. Провозглашалось равенство полов, национальностей; ограничение прав по этим признакам, как и всякая проповедь национальной исключительности, каралось законом. Он гарантировал свободу слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Для обеспечения свободы совести провозглашалось отделение церкви (мечети) от государства и школы от церкви (мечети). В то же время свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды в одинаковой степени признавались за всеми гражданами.
Однако особенность советских конституций 1930-х гг. (СССР, РСФСР и, соответственно, СОАССР) в том, что некоторые провозглашенные в них права сопрягались с обязанностями: право на труд не отделялось от обязанности трудиться, почетной обязанностью объявлялась воинская служба, и т.п. Вместе с широкими демократическими правами конституционно закреплялась обязанность каждого гражданина
СОАССР беречь и укреплять социалистическую собственность; лица же, покушавшиеся на нее, объявлялись врагами народа.
Глава девятая содержала нормы избирательного права, закрепленные в союзной и республиканской (РСФСР) конституциях, принципы которого существенно изменились по сравнению с прежними конституциями СССР и РСФСР: провозглашалось всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании; активным и пассивным избирательным правом наделялись лица, достигшие 18-летнего возраста вне зависимости от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности. Устанавливалась обязанность для депутатов отчитываться перед избирателями.
В десятой главе узаконивалась республиканская символика (герб и флаг) и определялась столица республики – г. Орджоникидзе.
Последняя, одиннадцатая, глава, состоявшая из одной статьи, закрепляла порядок изменения Конституции СОАССР, которое могло производиться лишь по решению Верховного Совета СОАССР с утверждения Верховного Совета РСФСР.
Таким образом, наделение в 1930-х гг. целого ряда национальных автономных областей как территориально-административных единиц государственно-политическим статусом автономной республики демонстрировало один из возможных путей решения "национального вопроса" в СССР и реализации закрепленного де-юре советского тезиса о праве каждой нации на самоопределение, будучи лишь эпизодом социальной и политической практики Советского государства. Организационно-правовые основы национальной государственности, закрепленные в конституциях автономных республик, входивших в состав России, формулировались, исходя из приоритета общесоюзной и российской конституций, хотя и с учетом местных особенностей.
Вопрос о реальном статусе автономных республик в составе другого государства и их действительной государственно-правовой квалификации остается дискуссионным. Однако фактом является то, что первая советская Конституция Северной Осетии, принятая ее собственным законодательным органом и определявшая правовые основы политической автономии, знаменовала окончание процесса становления национальной государственности Северной Осетии и открывала новый этап ее социально-политической истории.
Елена КОБАХИДЗЕ,
доктор исторических наук.