Изучением творческого потенциала композиторов и музыкантов Осетии занимались композиторы Борис Галаев, Виктор Долидзе, Дудар Хаханов, Татаркан Кокойти, Феликс Алборов, преподаватели Владикавказского колледжа искусств Ксения Цхурбаева, Ольга Потапова, Зинаида Туаева, Людмила Секинаева-Левитская. Каждый из них оставил большой след в вопросах исследования музыкальной культуры.
Преумножила и с большой уверенностью продолжила музыкальные традиции профессор РГУ им. Н.А. Косыгина, доктор искусствоведческих наук, заслуженный деятель искусств РСО–А и РЮО, член Союза композиторов РФ Татьяна Батагова. Вот уже более тридцати лет она исследует жизнь и творчество осетинских, русских и зарубежных композиторов, музыкантов и исполнителей.
Татьяна родилась в г. Орджоникидзе (Владикавказе) СОАССР. Ее отец Эльбрус был военным летчиком. Мама, Серафима Отараева, – известным хирургом-отоларингологом. В свое время девушка, получая среднее образование, параллельно обучалась и в музыкальной школе. Оба учебных заведения были успешно окончены. Родители очень хотели, чтобы она поступила в высшее учебное заведение и выбрала профессию, связанную с математикой и физикой. Но талантливая ученица для себя выбрала другой путь – познания музыкальной культуры и искусства. Иначе и быть не могло! В доме ценили образование, культуру, любили театр и музыку. С юных лет Татьяна питала любовь к музыке, и потому ей позволили исполнить свое желание. Так она начала учебу в Музыкальном училище г. Воркуты.
К тому времени девушка увлеклась мировой художественной литературой, ее завораживало творческое наследие русских и мировых композиторов. Подолгу слушая музыкальные композиции, пропуская через себя каждую ноту, осмысливая произведение, она делала его полный анализ. Преподаватели училища с первых дней обратили внимание на прилежную студентку и советовали ей обязательно продолжить учебу в консерватории.
Татьяна поступила в Петрозаводский филиал Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова. Училась на теоретико-композиторском факультете. Первые три года получала общие знания. Позже ее обучали строению произведения, звучанию, исследованию жанров. Но девушка сразу поняла, что одних знаний преподавателей ей мало. Чем больше она погружалась в мировую музыкальную культуру, тем больше хотела познать о ней все. Это было ее основной целью во время учебы. Не было ни дня, чтобы Татьяна не читала профессиональные журналы о музыке, не ставила перед собой новые цели. Уже на старших курсах учебы в консерватории она выбрала путь исследования теории музыки. На этом пути ее руководителем стал профессор консерватории, всемирно известный музыкант, доктор искусствоведения Юзеф Кон.
Татьяна стремилась соответствовать своему наставнику. Будучи студенткой третьего курса она выступила на конференции с докладом о музыкальных различиях и содержании произведений всемирно известного композитора Джузеппе Верди, за который получила высокую оценку. Высказанные пожелания педагогов вселили еще больше уверенности в будущего музыковеда. Татьяна с еще большим усердием стала погружаться в тайны теории музыки. Тогда же Юзеф Кон предложил ей стать научным руководителем ее дипломной работы.
Батагова на "отлично" защитила дипломную работу. До нынешнего дня не забывает напутствие своего научного руководителя Кона и композитора Денисова после защиты.
В год окончания консерватории Татьяна с родителями вернулась на родину, в Осетию. Здесь она стала исследовать разные направления осетинской профессиональной музыки. Особенно ее внимание привлекли классические произведения таких выдающихся осетинских композиторов, как Илья Габараев, Дудар Хаханов, Христофор и Жанна Плиевы, а также Людмила Ефимцова и Лариса Канукова…
"Поначалу мне хотелось исследовать вопросы в области итальянской музыкальной культуры, но чем глубже я погружалась в осетинскую музыку, тем отчетливее понимала, что свои первые шаги в науке хочу связать именно с родной музыкой, – рассказывает Татьяна, – и мне это удалось. Чем больше я знакомилась с мировой и русской музыкальной культурой, тем дороже мне становились произведения наших, осетинских композиторов, певцов, которые свое творчество строили на основе древней культуры предков. Все это соединилось и вылилось в безграничный талант и любовь к своей Родине. Потому им удалось создать такие удивительные оперы, оперетты, кантаты, оратории, реквиемы, балеты. С уверенностью могу сказать, что их можно отнести в сокровищницу мировой профессиональной культуры. И это не только мое мнение, его также разделили и выдающиеся советские композиторы, народные артисты Советского Союза Александр Свешников, Тихон Хренников, Мурад Кажлаев".
Татьяна защитила кандидатскую, докторскую диссертации в Государственном институте искусствознания (при Академии наук РФ) под руководством музыковеда, доктора наук Нонны Шахназаровой.
Выдающийся осетинский ученый Васо Абаев говорил: "Ученые делятся на две большие группы. Одни кандидатские и докторские диссертации защищают только ради степени и положения в обществе, другие полностью отдаются науке, не покладая рук и не считая времени, чтобы исследовать как можно больше вопросов". С уверенностью можно сказать, что эти слова относятся и к Т. Батаговой, которая трудится с полной самоотдачей ради осетинской культуры, во благо осетинского народа и великой России.
Когда Татьяна жила в Осетии, то, одновременно работая над вопросами исследования осетинской музыкальной культуры, являлась заместителем председателя, ответственным секретарем Союза композиторов РСО–А, работала в Республиканском лицее искусств, в Северо-Осетинском институте социальных и гуманитарных исследований им. В. И. Абаева, во Владикавказском колледже культуры, в Музыкальном педагогическом училище. Помимо этого периодически готовила содержательные и интересные передачи на радио и телевидении об осетинских композиторах, певцах, музыкантах. Ее статьи на темы музыкальной культуры публиковались в журналах "Мах дуг" ("Наша эпоха"), "Фидиуаг" ("Глашатай"), газетах "Северная Осетия" и "Растдзинад" ("Правда").
Она пользуется уважением среди известных деятелей науки, фольклористов, музыковедов, работников редакций газет и журналов. Статьи Татьяны Батаговой печатаются на страницах таких журналов, как "Музыковедение", "Музыка и время", "Музыкальная академия". Татьяна является автором шести монографий: "Композиторы Осетии" (Владикавказ, 2000. Подобную монографию еще никто не писал до нее!), "Вероника Дударова" (издательство "Музыка", 2001), "Осетинская симфоническая музыка ХХ века" (издательство "Композитор", 2010. Это была основная часть ее докторской диссертации), "Композитор Заур Гаглоев. Камерные и хоровые произведения" (Москва, издательство "Композитор", 2012), "Аppassionato: искусство осетинской примадонны. О жизни и творчестве Долорес Билаоновой" (Москва, 2017)."Музыкальное искусство Осетии XX–XXI веков: 50 композиторских портретов" (Владикавказ, 2020).
Ее научный вклад в историю и изучение музыкального искусства неоценим. Татьяна Батагова– член Гильдии музыковедов РФ, профессор кафедры музыковедения института "Академия имени Маймонида" Российского государственного университета имени Н.А. Косыгина, профессор кафедры дирижирования Московского государственного института культуры (в 50-м году прошлого века эту кафедру основала известный дирижер, народная артистка Советского Союза Вероника Дударова!).
Татьяна Эльбрусовна принимает активное участие в различных республиканских, российских и международных научно-практических конференциях и форумах. Поддерживает теплые отношения со студентами – своими земляками. Знает каждого по имени и всегда с особым вниманием следит за их успехами, оказывает поддержку в их начинаниях.
У Татьяны Батаговой прекрасная семья. Муж – Владимир Гагкаев, сын известного осетинского ученого Казана Гагкаева – известный кинооператор, много лет проработал на Одесской киностудии, снял картины "Капитан Немо", "Чувствительный милиционер", "Перемена участи", "Сезон чудес", "Выше Радуги", "Хижина в горах" (снимал картину вместе с Львом Плиевым), "Сказания о княжне Ольге"… Вместе с мужем воспитали двух дочек. Старшая Зарина – физик, кандидат физико-математических наук, играет на трех музыкальных инструментах. Младшая Вероника – балетмейстер, на данный момент учится в Российской академии балета.