Мошенники звонят с подменных телефонных номеров, которые будут определяться как телефоны дежурной части полиции. Они рассказывают о расследовании уголовного дела по факту якобы мошенничества и о том, что сотрудниками безопасности банка зафиксированы несанкционированные попытки доступа третьих лиц к его счету. После этого предупреждают о необходимости оказания содействия сотрудникам банка, которые свяжутся с ним позже. Затем повторно совершают звонок и сообщают: для того чтобы отменить операцию несанкционированного списания денежных средств, нужно сообщить данные карты и код безопасности, который придет по SMS, что граждане и делают. После предоставления мошенникам конфиденциальных данных последние регистрируются в приложении банка и переводят денежные средства на свой счет.
Звонок от представителя правоохранительных органов убеждает жертву в серьезности происходящего, поэтому дальнейший звонок от "сотрудников службы безопасности банка" не вызывает подозрений.
Второй схемой является мошенничество при покупке и продаже товаров в Интернете (Юла, Avto.ru и др.) Преступники, предлагая товар, просят за него внести предоплату или полную стоимость, зачастую путем внесения денежных средств на некие виртуальный кошелек или банковский счет. Далее в течение нескольких дней придумывают отговорки и обещают скорую доставку товара, а потом бесследно исчезают либо присылают некачественный товар.
Или наоборот – преступники связываются с продавцом под видом покупателя и предлагают оформить "безопасную сделку". Для ее оформления сбрасывают ссылку на фишинговый сайт, где после оформления формы со счетов списываются деньги.
Третьей схемой является мошенничество в социальных сетях. Например, преступники предлагают принять участие в розыгрыше или акции и, опять же, через фишинговые сайты похищают деньги.
Другой вариант – взлом аккаунта в социальных сетях и рассылка просьб друзьям и родственникам потерпевшего об одолжении денег.
Четвертой схемой являются поддельные сайты трейдерских бирж. Преступники вносят предложение о быстром заработке путем спекуляции на курсе валют и акций. В итоге у жертвы похищаются все средства, имеющиеся на банковском счете.
Пятой и одной из самых распространенных схем мошенников является звонок пожилым жителям региона с сообщением о неприятностях, в которые якобы попали их родственники. Например, говорят о том, что дети, или внуки стали виновниками ДТП, и чтобы избежать последствий в виде проблем с законом, нужно заплатить. Если мошенник настаивает на передаче денег нарочным, то за ними, как правило, приезжает таксист (курьер), который забирает деньги и в дальнейшем (все или их часть) передает (переводит) непосредственно инициатору преступления, его родственникам либо иным лицам, рекомендованным преступником при разговоре с таксистом (курьером) по телефону.
ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее – Закон № 59-ФЗ) письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу, в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.
Данный срок является общим, однако, из этого правила есть исключение: письменное обращение, поступившее к высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (к руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня его регистрации.
Кроме того, частью 2 указанной статьи предусмотрено, что в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего его.
Между тем в нарушение вышеуказанных требований Закона № 59-ФЗ нередки случаи, когда ответ на обращение в установленный срок не бывает подготовлен.
Согласно ст. 15 виновные в нарушении настоящего федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Нарушение установленного этим законодательством порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти тысяч рублей (статья 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).