Поход на предприятие "Снежная королева" намечался давно, с начала лета, что логично. Мороженое – все же продукт сезонный. Более того, как метко подметил наш гид на производстве, директор по маркетингу и персоналу компании Марат ЦАГАРАЕВ – и метеозависимый, в дождливую погоду спрос на мороженое падает в 10 раз. Конечно, хотелось узнать и поделиться с читателем, как и где выпускают стаканчики, брикеты, рожки и прочую фасовку, поговорить о планах и перспективах, а также поблагодарить учредителей за поддержку различных детских и спортивных мероприятий: бесплатное мороженое от "Снежной королевы" – их непременный атрибут.
Увы, классический репортаж не получился, хотя Марат провел нас по всем цехам, куда допускаются посторонние, показал и обстоятельно рассказал обо всех этапах производства мороженого, начиная от складских помещений с сырьем и заканчивая мощнейшими складами-холодильниками (температура в них достигает –25° С), где ждет своей отгрузки готовая продукция. Причина – технологический шум. Да, он мешает, утомляет, но, с другой стороны, по технике безопасности должен быть, иначе сложно отличить работающую линию от простаивающей, что может привести к нежелательным последствиям.
Но прежде чем облачиться в специальную одежду и пойти знакомиться с производством, мы узнали, что компания в нынешнем статусе начала работать с 2004-го, в будущем году ей исполнится 20 лет, и всех любителей мороженого обязательно ждут сладкие сюрпризы. Ее основатель Альберт Цагараев трагически погиб при сходе ледника Колка, и "знамя" подхватил его младший брат Алан. Сейчас компания производит только мороженое, но мы уже сказали о сезонности, поэтому существует желание выпускать десерты и замороженные фрукты и ягоды – мощности для этого есть.
Когда-то, в советское время, в Северной Осетии своей продукцией славился хладокомбинат. "Стаканчики", "Шербет", "Эскимо", "48 копеек" и другие виды пользовались большой популярностью у жителей и гостей республики. Осетинское мороженое можно было встретить в Москве, других регионах России: оно было конкурентным по вкусовым качествам и цене. Но комбинат обанкротили и продали по частям (участь многих предприятий того времени).
"Снежная королева" начиналась с нуля. А сегодня она занимает треть рынка нашей республики, успешно торгует своим ассортиментом на Юге России, установила прочные связи с 19 регионами, самый дальний из которых расположен за 6 тысяч километров – это Сургут.
– Марат, а какой же срок хранения мороженого, если так далеко везете?
– Вообще, если правильно соблюдать технологию производства и условия хранения – два года. Мы отказались от "химии": никаких усилителей вкуса, подсластителей, ГМО. Заменитель жира допускается. Там нет ничего запретного. Это рецептура. Вы же пользуетесь оливковым, подсолнечным, кукурузным маслом на кухне. Так и здесь. Покупатели говорят: "Мороженое молоком пахнет". А какой у него должен быть запах? Молока.
Молоко, точнее, сухое молоко, поступает из Республики Беларусь. К сожалению, производство в Осетии недостаточное, его приходится закупать в другом государстве. Что-то приобретают в российских регионах. Стаканчики выпекают сами. В Осетии приобретают часть обертки и картон. На стадии переговоров – сотрудничество с компаниями "Фундук Алании" и "Де-Густо".
А вот оборудование практически все импортное, но, как сказал Марат, предприятие имеет хороший инженерный состав и крепкие партнерские связи с российскими компаниями, поэтому санкции им не страшны.
Как мы уже сказали, работа сезонная. Основной костяк – 30 человек сотрудников. На сезон набирают дополнительно. Молодежь идет охотно: работа хотя и монотонная, но зарплата хорошая. В принципе, много людей не требуются: практически всю работу выполняют "умные" автоматы, но где-то человеческие глаз и рука необходимы. К примеру, оператор в одном цехе распределяет рожки по специальным ячейкам, в другом отсматривает брак и выбрасывает его в специальную емкость – стаканчик может быть зажаренным, иметь неровные края. Есть даже раритет – производственная линия советских времен, но вполне себе конкурентоспособная, еще фору даст молодым, современным "подружкам".
– Так с чего же начинается мороженое? – задаю резонный вопрос Марату после нашей экскурсии по цехам. На территории уже не так шумно и можно расставить все по полочкам.
– Оно начинается с качественного сырья. Его, а это молоко, различные наполнители, упаковка, проверяют технологи в нашей лаборатории. Потом сырье "встречается" в варочном цехе, где по советской, современной, европейской, авторской рецептурам варят мороженое и смеси отправляют в хранилище – огромные баки объемом в 4–5 тысяч литров. Там оно созревает от нескольких часов до суток и отправляется на производственные линии. У нас три цеха по выпуску мороженого. В цехах смесь поступает во фризер, потом – на дозаторы, которые выдают запрограммированную емкость. Далее – камера шоковой заморозки на 30–40 минут для закаливания продукта и транспортер с фасовкой. Потом – склад и отгрузка.
– Отлично, а потом – в магазины, кафе, рестораны, другие регионы, даже в Сургут. Кстати, пользуетесь поддержкой государства? Вы – средний или крупный бизнес?
– Малый (улыбается), но делаем уверенные шаги к своему росту. Недавно в центре "Мой бизнес" прошли обучение, выезжали со своей продукцией на выставку "Продэкспо" и сразу завоевали три серебряные медали. В следующем году поедем за "золотом". У нас уже есть опыт работы с Казахстаном, Грузией, новыми регионами России. Планируем расширять сотрудничество с Абхазией и Южной Осетией. Ведем переговоры с Киргизией и Турцией.
– Ну что сказать... Удачи! Вкусного мороженого всем нам. Пусть оно будет таким же ослепительно-красивым и обжигающе-холодным, как Снежная королева из любимой всеми сказки. А еще – ароматным, натуральным, полезным и доступным. И спасибо вам за поддержку детей из незащищенных категорий граждан. Мороженое – это вкус детства. Пусть оно у всех будет счастливым!