[B] Ну, был гением Евгений Евтушенко или нет, рассудит время. Оно, как считал мудрец – "самый справедливый, самый великий критик на свете". Кто-то скажет, что мне повезло, кто-то поспорит, – но в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века, когда училась в Москве, была знакома (лично – только с двумя) со всей знаменитой четверкой поэтов: Робертом Рождественским, Беллой Ахмадулиной, Андреем Вознесенским и, естественно, с Евтушенко. [/B]
Это было фантастически поэтическое время, когда переполненные залы и площади столицы гудели от восторга, слушая их выступления. Дольше и громче других звучало имя Евгения. Но… когда меня спрашивают, кого из них чаще читаю и больше почитаю, говорю однозначно: Роберта Рождественского. На мой взгляд, он был талантливее и скромнее других.
Но сегодня хочу вспомнить и отдать должное Евтушенко, ибо в эти дни ему исполнилось бы 90 лет. В нашей Национальной научной библиотеке хранится огромный, "неподъемный" том, куда вошли все его стихи. Книгу мне прислали в подарок из Совета ветеранов Санкт-Петербурга, а я, естественно, такой уникальный экземпляр подарила любимой библиотеке. Евгений был своеобразным "Маяковским" своего времени. Он обозначает в стихопублицистике острейшие проблемы политической жизни, вопросы нравственности, гражданственности и т. п. Стихи, поэмы, роман, умудрился даже и фильм создать – "Похороны Сталина"… Вообще-то его удивительным образом заносило в творчестве то на восхваление власть имущих, то на их критику. Часто он противоречил сам себе: в чем был убежден и убеждал читателя, через несколько лет винил себя и писал прямо противоположное. В общем, прошел очень сложный творческий путь…
Но неизменной была любовь к Родине. Слово "Россия" присутствует почти в каждом десятом из тысяч стихотворений:
"Не лезьте в лжеучители, в друзья –
Вас, кажется, об этом не просили.
Без "лжеучителей" сама Россия –
Учительница главная своя".
Он пишет прямо и смело:
"Не шестидесятники-поэты,
А за лицемером лицемер
Объявили собственной победой
Роковой развал СССР".
И еще:
"Кто душою благороден,
А религия своя,
С ним у нас нет малых родин.
ЛЮДИ – Родина моя".
Конечно же, лирика тоже была его духовным богатством, неотъемлемой частью творчества. О природе, о любимой женщине он писал с благоговением. Его "Идут белые снеги…" и сотни других необычных, неповторимых слов и выражений до сих пор живы и в книгах, и в сердцах тех, кто их читал и читает. Они заставляют даже равнодушных к поэзии задумываться над строками. Потому что это стихи, как сказал о них один литературовед – "о любви и достоинстве, о мире и войне, о силе добра, об отчаянии и надежде…"
Впрочем, сам он сказал о себе правильнее всего:
"Я шатаюсь в толкучке столичной
Над веселой апрельской водой,
Возмутительно нелогичный,
Непростительно молодой…"
Воистину – нелогичный. Был один такой эпизод из жизни писательской организации Москвы, который потом передавали из уст в уста по столице и за ее пределы, и люди недоумевали: то ли восхищаться талантом, то ли бранить поэта за беспардонность и поэтическое хулиганство (если помните, Маяковский тоже этого не чурался).
А закончить эти заметки хочу необычно: не стихами – прозой ПОЭТА: "Писательская смелость – это не обличительность всех, кроме себя. Она в том, чтобы найти СЛОВО, которое обоймет людей, вдохновит, пожалеет, где-то пристыдит. Но поможет…" Лучше не скажешь.