Согласитесь, еще совсем недавно проехать по этому маршруту из Алагирского ущелья в Дигорское было достаточно трудно, и решиться на него могли только владельцы внедорожников или отчаянные автомобилисты. Но преобразования, которые произошли и происходят с дорогами Северной Осетии в последние годы, делают реальным то, что раньше было только мечтой.
Сегодня переехать на автомобиле из одного горного ущелья в другое можно, только спустившись на равнину. Но с давних времен осетины-горцы прокладывали пешеходные и конные тропы из ущелья в ущелье, по которым проходило общение с соседями, приходила помощь в случае нападения врагов… Горы спасли и сохранили осетин-алан как народ. И именно в горах сохранились основные исторические памятники, свидетельствующие о самобытности культуры народа, об особенностях жизни горцев, об их мужестве и отваге, о которых рассказывают легенды и Нартский эпос.
Развитие туристического и рекреационного кластеров, которым в республике уделяется сегодня огромное внимание, дает толчок к возрождению жизни в горных районах в целом. И немаловажную роль в этом играет дорожная отрасль.
"Для того, чтобы можно было последовательно с комфортом проехать из одного горного ущелья в другое, дорожникам предстоит провести модернизацию существующих и построить новые участки горных дорог", – считает председатель Комитета по транспорту и дорожной инфраструктуре Тариэль Солиев. "Уже несколько лет эта программа успешно осуществляется. Придет время, и отдельные участки горных дорог, которые последовательно реконструируются все последние годы, свяжут горные ущелья в единую транспортную систему и позволят организовать новые горные туристические маршруты".
В конце 2022 года сдан в эксплуатацию 11-километровый участок дороги "Гизель – Кармадон – Даргавс – Дзуарикау", уничтоженный ледником Колка. Следующие этапы реконструкции участков этой дороги помогут обеспечить комфортабельный проезд из Кармадонского в Куртатинское ущелье.
В декабре прошлого года специалисты ООО "ВладТрансСтрой" завершили работы в Дигорском ущелье на участке дороги "Чикола – Мацута – Комы-Арт" от селения Мацута до с. Комы-Арт, протяженностью 21,3 км. Дорожное полотно было расширено, на виражах установлено бетонное барьерное ограждение, под дорогой уложены водопропускные трубы. Реконструировано 5 мостовых переходов, общей протяженностью 112,5 пог. м.
Это сделало дорогу в сторону живописного Згидского перевала и далее в Алагирское ущелье более комфортной и безопасной для движения транспорта. Несмотря на то, что дорога в течение 2022 года еще только реконструировалась, количество туристов на турбазах района увеличилось в несколько раз!
В нынешнем году Генеральным подрядчиком – ООО "Асфальттрейд" – начата реконструкция участка (5,5 км) на автодороге "Транскам" – с. Верхний Згид – с. Мацута, ведущей в Дигорское ущелье.
Работы еще только начинаются, и чтобы уложиться в отведенные сроки, дорожники параллельно ведут расчистку растительного слоя и разработку грунта для секций подпорной стены, бетонируют фундаменты подпорных стен, устраивают арматурные каркасы и гидроизоляцию ж/б конструкций, монтаж опалубки и бетонирование подпорных стен.
Контроль за всеми видами работ на объекте осуществляют специалисты ООО "ФАРНА", которые следят за устройством арматурных каркасов ж/б конструкций, технологией бетонирования, за земляными работами, устройством гидроизоляции и т.п.
Завершить работы на этом высокогорном участке протяженностью 5,5 км планируется до конца 2025 г. Он станет первым в намеченной реконструкции всей дороги, которая кратчайшим путем свяжет два соседних ущелья, улучшит транспортные и экономические связи между районами республики, позволит проложить новый туристический маршрут по живописным высокогорным дорогам, который наверняка привлечет в этот уголок Осетии тысячи и тысячи туристов.