Хочется рассказать об удивительном человеке, который отдал школе много лет и своим трудом заслужил признание и любовь учеников. Речь пойдет об учителе математики Лилии Степановне Соложенко, ей 31 июля исполнится 95 лет.
С раннего детства она мечтала преподавать: усаживала соседских ребятишек на табуретки, давала в руки карандаши, бумагу и начинала их учить.
"Она точно будет учительницей", – сказал как-то знакомый семьи.
Маленькая Лилия всегда тянулась к знаниям. Когда старшая сестра пошла в школу, ей тоже хотелось поскорей занять место за партой. Она очень любила наблюдать за тем, как сестра делает домашнее задание. Бывало, сидит она и не может решить пример. А маленькая Лилия тут как тут. Только взглянет на пример – и в голове сразу рождается ответ.
Закончив школу, она поступила в Северо-Осетинский педагогический институт на физико-математический факультет.
"Первый мой урок – "Система уравнений с тремя неизвестными". Очень сильно тогда переживала. Всю ночь просидела над планом урока, расписывая каждую деталь. Помню, как дрожали коленки, заходя в класс. Но мне удалось собраться, и урок прошел отлично", – вспоминает Лилия Степановна.
После окончания института, с 1950 года работала по распределению в Дарг-Кохской школе. Послевоенное время было непростым: везде разруха, голод. Но жизнь продолжалась. Учащиеся проявляли большой интерес к знаниям, понимая их необходимость в жизни.
"Бедная была школа, и народ был бедный. Очень много в то время погибло людей на фронте. Дети росли без отцов, ну а матери работали в колхозе... Вещей не хватало, надевали на детей осетинские чувяки, которые сами же и шили, ситцевые платьица. Помню, как в классах дрожали детки от холода. Но, несмотря на все жизненные тяготы, народ был очень дружный, отзывчивый, добрый", – говорит учитель.
Учительствовать, конечно, было непросто. Многие, не выдержав испытаний, уходили. Учителей не хватало. Поэтому Лилии Степановне приходилось преподавать и математику, и астрономию, и физику, а порой и черчение. Тогда, в начале пути, в ее распоряжении были только указка, мел и тряпочка для мытья доски. Чтобы проводить уроки интересно, она изучала разные методики, применяла их на практике, по возможности совершенствуя.
С 1954 по 1981 год, вплоть до выхода на пенсию, работала учителем математики в средней школе № 27 города Владикавказа.
Там образовалось дружное сообщество учителей математики, которые всегда советовались между собой, как лучше составить программу, чтобы она была сжатая, но в то же время понятная.
"Как говорится, один в поле не воин. Все трудились и искренне радовались, когда дети показывали хорошие результаты. Так приятно осознавать, что твой труд не напрасен", – уверена Л. Соложенко.
Дети всегда замечают малейшие изменения в образе учителя. Поэтому он должен всегда быть для них примером. Педагог – лицо школы. Предмет с удовольствием учат, если учитель авторитетен для учеников. Лилия Степановна как раз и была таким примером – и для коллег, и для детей.
Преподавателем она была строгим, но справедливым, к ученикам относилась с большой любовью, – говорят с искренним уважением и почитанием ее ученики Лариса Глухарева, Марина Гулиянц (Пляскина), Залина Фарниева, Людмила Мартюшева, Фатима Фидарова и др. Но многие воспитанники помнят не только профессиональные качества любимого учителя.
"Я считаю, если бывшие ученики помнят своего учителя спустя более чем 40 лет после окончания школы, это о многом говорит, значит, она оставила особый след в наших душах. Лилия Степановна всегда имела к нам индивидуальный подход. Помню, как учила нас умножать в уме на 11, 15 и 25. Так вот я до сих пор с легкостью могу решить подобные примеры", – поделилась Глухарева.
Жизненное кредо Лидии Степановны – дисциплина, порядок во всем. А ее главный принцип: ребенок должен раскрыться и показать лучшее в себе.
"Очень важно, когда ученик плохо учится, не ругать его, не вызывать родителей в школу, а понять, в чем проблема, почему он не может усвоить урок", – считает учитель.
Профессиональные качества Лилии Степановны распространялись не только на учеников, но и на ее собственных детей. Она признается, что была строгой мамой. Они выросли достойными людьми. Дочь Виктория сейчас живет в Калу-ге, работает на Калужском турбинном заводе начальником цеха по производству металлов. А сын Владимир возглавляет научную лабораторию сверхтвердых материалов в Парижском университете.
Лилия Степановна очень часто вспоминает прошлое и продолжает преданно любить математику.
"Иногда у меня поднимается давление, болит сердце, но стоит вспомнить своих учеников, как мне сразу становится легче", – говорит она.
Все годы педагогической деятельности она дарила тепло и свет подрастающему поколению, открывала неповторимый мир знаний своим воспитанникам, зажигая в их трепетных сердцах огонек любознательности и веры в себя.