Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

Святой образ матери – национальной героини

[F]Осетинские героические песни отражают историю народа[/F]

Решение Главы РСО–А С. И. МЕНЯЙЛО объявить день общенационального чествования Задалески Нана, Матери из Задалеска, уверен, поддержали большинство жителей республики.

В истории Осетии – Алании ее подвиг и образ имеют судьбоносное значение. Помню, с каким трепетом на уроках истории в средней школе № 26 мы изучали старинную песнь об этой героической женщине. Будучи школьным учителем, я использовал произведения осетинского искусства на уроках истории. И было это еще в советские годы.

Позднее в республиканском издательстве "Ир" вышло трехтысячным тиражом учебное пособие "Из истории родного края", где обобщался опыт использования произведений осетинской поэзии и живописи на уроках истории.

Думаю, что уважаемые читатели нашей любимой "Северной Осетии", в особенности педагоги, выскажут свое мнение об этом опыте работы, тем более что он становится актуальным.

Напомню, что история подвига Задалески Нана относится к тому периоду времени, когда "грозный завоеватель Тимур (Тамерлан) с огромным войском обрушился на истерзанную многими сражениями Аланию. В неравных сражениях погибло почти все взрослое население государства. Легенда гласит, что именно в этот год покраснели от пролитой крови погибших воды горной реки, которая сегодня называется Гизелью, что по-татарски означает "красная".

Об этом героическом и трагическом периоде в жизни Аланского государства мы можем судить по дошедшим до нашего времени осетинским героическим песням, которые заслуживают самого пристального изучения со стороны историков, так как в них содержится ценнейший материал по истории родного края. Но при этом необходимо иметь в виду, что в песнях в значительной степени присутствует элемент художественного вымысла, который в доступном для детского восприятия виде надо донести до сознания учащихся. Это поможет ребятам получить первые навыки анализа и самостоятельного осмысления содержания исторических песен осетинского народа.

Одна из осетинских историко-героических песен "Песня о Задалеской Матери" – создана народом после печальных событий 1400 года, когда орды Тимура, разорив Аланию, поставили само существование аланов как народа под угрозу физического уничтожения.

Знакомим учащихся с текстом песни, предварительно пояснив, что в данном случае под упоминаемой в ней Дигорией подразумевается не только земля современного Дигорского района, но и вся Осетия, в то время – Алания:

Над нижней Дигорией, над плоской Дигорией

Не дождь идет, там кровь течет, горе ей, горе ей.

Поля золотые были, а стали черные:

Их побили Тимуровы рати проворные;

Обложил он кругом все войсками великими,

Окружил, как стеной, мечами и пиками.

Все дымится: и жито, и сакли сожженные.

Ой, убиты джигиты, поруганы жены их.

Погибает народ, дым плывет над Дигорией.

Кто продлит ее род, горе, горе ей, горе ей!

Мертвецы на земле, им могилы не вырыты,

На углях, на золе плачут дети их, сироты.

Кто подаст им еды и воды, кто согреет их?

Кто спасет от беды, кто в беде пожалеет их?

Ой, на счастье одна уцелела старуха согбенная,

Сирот всех собирает она, сединой убеленная.

Ой, весь день и всю ночь напролет – делать нечего –

Их ведет и ведет наподобие стада овечьего.

Ой, ведет она сирот, спешит – время дорого,

От зверья бережет и хранит их от ворога.

Ой, спасала детей и спасла ото зла она.

Их одна к Задалеским горам привела она.

Годы шли, было все: были громы и молнии,

Быстро дети росли, подросли и аулы заполнили.

Реку можно ль сдержать, – жизнь спешит, время движется.

Ой, слегла Задалеская Мать и лежит: ей не дышится.

Сто детей свою бедную мать, дорогую и милую,

Вышли в путь провожать и рыдать над могилою.

Мы не знаем даже имя женщины, прозванной в народе Задалеской Матерью. И пусть ее роль в спасении народа несколько преувеличена – не только благодаря действиям одной женщины уцелел народ, но спасся, выжил и выстоял, сохранил культуру и язык именно благодаря нашим предкам, простым труженикам и труженицам, их каждодневному труду и борьбе за свободу и независимость своей земли.

Образ Задалеской Матери – это собирательный образ всех матерей Осетии, хранительниц родного очага, мира и счастья своего народа...

Ну и в завершение позволю себе высказаться по поводу сооружения ей памятника. Думаю, в том, что это нужно сделать, никого убеждать не надо. Хочу сказать, где может быть установлен этот памятник. Мне кажется, что самым лучшим местом для него является площадь перед входом в современный Дворец детского творчества – Дворец пионеров, – ведь именно детям она посвятила свою жизнь. Образ Задалески Нана так нужен нам и в радости, и в годы испытаний...

Автор: Сергей ЧЕДЖЕМОВ, кандидат исторических наук, доктор педагогических наук, профессор

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 451

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика