Системам среднего и высшего образования предстоят нелегкие, но крайне необходимые реформы по переходу от так называемой Болонской образовательной системы к отечественной и наукоемкой. Об этом однозначно и неоднократно высказывались и Президент РФ Владимир Путин, и министр науки и высшего образования Валерий Фальков, подчеркнувший, что к "Болонской системе" надо относиться как к прожитому этапу. Будущее – за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента".
О необходимости отказа от "Болонской системы" в той ее части, где знания выступают вне воспитывающего потенциала, думаю, говорить не приходится. Однако актуален вопрос: что и как скоро придет на смену этой системе? И как быть с вузами, которые наш президент образно окрестил "вузами-пустышками"?
На мой взгляд, выход заключается в комплексной, в том числе и общественной, аттестации вузов и аккредитации направлений и специальностей, которые в законодательном плане, к сожалению, все еще грешат разночтениями.
Ярким показателем "Болонской системы" являются слезы небезызвестного мальчика "Коли из Уренгоя". Он громко плакал на весь мир в бундестаге. Кто сейчас вспомнит про мальчика Колю из Уренгоя, прогремевшего на всю страну в конце 2017 года, после того как в Ютубе был опубликован фрагмент его эпического выступления в бундестаге? (Федеративная Республика Германия.) Тогда этот сибирский недоросль договорился до того, что мирные немецкие солдаты, не желавшие воевать, невыносимо мучились и страдали, замерзая в жуткие морозы в снегах под советским Сталинградом зимой 1943 года, попав в окружение...
Но мир так и не узнал, как громко смеялись дедушка Сорос и иже с ним, радуясь тому, что в ходе соросовских экспериментов в нашей системе, по сути дела, выхолащивалась морально-нравственная и интеллектуальная поисковая деятельность обучающихся, которая признавалась ненужной для общества потребителей, которое взращивалось на ниве российского образования.
Для российской педагогической мысли понятия "обучение" и "воспитание" взаимосвязаны еще со времен школьной практической деятельности великого русского писателя Льва Толстого, основавшего в своем имении школы и считавшего, что нельзя обучать, не воспитывая, и воспитывать, не обучая.
Образование должно стать единым целенаправленным процессом воспитания и обучения, являющимся общественно значимым благом и осуществляемым в интересах человека, семьи, общества и государства. В вузах это должны делать члены профессорско-преподавательского коллектива. И в досоветские, и в советские времена его составляли лица, имеющие ученые степени и ученые звания. Данные понятия не являются синонимичными. Почему в культовом фильме "Собачье сердце" пришедшие к профессору Преображенскому коллеги озвучивают не ту кафедру, на которой они работают, а кафедру, на которой им присвоено ученое звание профессора? Просто профессоров не было и нет в научном мире, раньше были либо по кафедре, либо по научному шифру. Ученое звание – это ступень квалификационной системы в высших учебных заведениях и научных организациях, позволяющей ранжировать научных и научно-педагогических сотрудников на отдельных этапах академической карьеры. В этом его отличие от другого квалификационного показателя ученой степени. Званием подтверждается не только определенный уровень специалиста как исследователя, но и соответствие этого специалиста конкретной научно-преподавательской должности.
Одним из веских показателей научной состоятельности наших профессоров и доцентов является их научно-исследовательское портфолио, состоящее из научных работ, – статей и монографий. Результаты этих работ отражаются в единой научной базе, которая так и называется: "Российский индекс научного цитирования". Но не нужно его отождествлять с показателями так называемой Елайбрари – научной электронной библиотеки. Только за последние 5 лет несколько сотен псевдонаучных изданий было исключено из списка РИНЦа.
Звание доцента получают, как правило, кандидаты наук, а профессора – только доктора наук. Оно всегда присваивается пожизненно и сохраняется за его обладателем при смене должности, места работы, после ухода на пенсию. В особых случаях людей творческих профессий, имеющих реальные достижения в соответствующих областях деятельности, вузы могут брать на должности доцентов и профессоров, не имея этих званий.
В сегодняшней образовательной вузовской практике произошло смешивание понятий ученых званий доцента и профессора с должностями в вузах, имеющими аналогичные наименования. Для вступления в эти и даже более высокие, такие как ректор, декан или проректор, должности наличие звания зачастую не требуется. На мой взгляд, в этом и кроется одна из причин расцвета "вузов-пустышек".
С декабря 2013 года звания профессора и доцента присваиваются только "по специальности", существовавшие звания к ним приравниваются. Одновременно усложнилась процедура. Так, одним из обязательных условий присвоения звания профессора теперь является наличие на протяжении не менее трех лет звания доцента, ранее ученое звание профессора могло присваиваться лицам, не имевшим до этого звания вообще.
До конца 2013 года рассмотрением аттестационных дел соискателей званий занималась Высшая аттестационная комиссия (ВАК) при министерстве, именуемом "минобрнауки", ныне – само министерство науки и высшего образования.
В 2015 году было введено почетное ученое звание "Профессор Российской академии наук – РАН" за заслуги в научной деятельности. В 2016 году аналогичное звание появилось в Российской академии образования – РАО. Но эти звания присваиваются не контрольно-надзорными органами Высшей школы, а президиумами академий. Они никаких финансовых вознаграждений не предусматривают на федеральном уровне, но руководство вуза может самостоятельно осуществлять их.
Ну и последнее. Должности доцента и профессора должны быть тесно увязаны с научными интересами и достижениями их обладателей, а также с содержанием читаемых дисциплин. Трудно осуществить борьбу с "вузами-пустышками", если не решить вопрос с работающими в них учеными.