Августовское педагогическое совещание – это всегда некий рубеж, на котором подводятся итоги и ставятся новые задачи. Важно воспринимать его не формальным собранием, а импульсом для каких-то целей, которые предстоит достичь как минимум за ближайшие 4 учебные четверти, а как максимум – за несколько лет, если мы говорим о долгосрочных планах. Которые, конечно же, есть у всего отечественного образования.
"Если раньше учителя говорили, что не хватает учебников, оборудования, не обустроены кабинеты, то сейчас планомерно создаются все условия для работы. Если в вашей школе еще их нет, значит, скоро будут – такого массового обновления и ремонта образовательных учреждений в стране еще не было. Поэтому сейчас педагоги должны оправдать колоссальные вложения государства в систему образования за последние годы", – подчеркнул в своем выступлении руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев.
Его общение с педагогами республики накануне начала учебного года стало традицией. Вместе с ним в пленарном заседании приняли участие глава Северной Осетии Сергей Меняйло, статс-секретарь, заместитель министра просвещения РФ Андрей Корнеев, первый заместитель директора НИЦ "Курчатовский институт" Екатерина Толстикова и министр образования республики Элла Алибекова. Также на педсовете присутствовали представители образовательных ведомств Южной Осетии, Ингушетии и Дагестана.
Воспитание
В нынешних реалиях оно вышло на первые позиции, как в школе, так и в ссузах и вузах. Возвращение к традициям школьного воспитания и зарождение новых должно помочь взрастить будущие поколения с ориентиром на правильные нравственные ценности. Помощниками в этом служат масштабные проекты, которые реализуются по всей стране: "Движение первых", "Навигаторы детства" и другие.
По каждому из этих направлений уже ведется активная работа в нашем регионе: участниками "Движения первых" в республике на данный момент являются 14 тысяч человек. А к 1 декабря охват значительно вырастет, ведь по планам регионального координатора Сармата Шавлохова первичные отделения организации появятся во всех учебных заведениях, включая средние специальные и высшие.
Свой вклад внесут и советники директоров по воспитанию, которые появятся в каждой школе. Они не остаются один на один с задачами – на процесс воспитания детей работает все государство. И даже новые единые учебники истории, которые уже получат старшеклассники к 1 сентября – часть патриотического воспитания, которого нам так не хватало долгие годы.
Как отметила Элла Алибекова, еще одним шагом станет проведение занятий по Истории Осетии в краеведческих музеях республики. Разработаны различные проекты, направленные на сохранение аутентичной культуры Северной Осетии, изучении народных традиций, а также развитие и поддержку осетинского языка. Тот же Центр развития осетинского языка начнет функционировать уже в сентябре на базе Института археологии.
Успешно реализуются проекты "Учитель в поход" и "Школьный музей", создаются школьные театры для раскрытия творческого потенциала учащихся, а региональные программы "Театры – детям" и "Музеи – детям" охватывают учеников младшего и среднего школьного возраста, не попадающих в программу "Пушкинская карта".
Образование
Единые учебники, единые образовательные программы, единая модель профориентации – сложно, но, как оказалось, возможно. И даже, по словам Андрея Корнеева, с включением произведений Коста Хетагурова в школьную программу литературы.
Учитывая масштабный процесс капремонта школ в Северной Осетии, важно, что в обновленные условия они придут с новыми задачами и, главное, новым зарядом энергии на их воплощение. Одним из стимулов, по заявлению Сергея Меняйло, станет поддержка молодых педагогов: "С 1 сентября этого года все молодые специалисты, окончившие вузы и колледжи и приступившие к работе в учреждениях образования, получат дополнительную надбавку в размере 70% от оклада в первый год и 50% во второй год работы".
Кроме того, к началу учебного года 41 образовательное учреждение получит современную технику – более 1500 ноутбуков, интерактивные доски и проекторы, 60 лучших городских и сельских школ станут обладателями грантов правительства республики – по 1 млн руб., которые можно, в том числе, направить и на повышение заработной платы педагогам.
Продолжит развиваться и система профильных классов. Глава попросил обратить внимание на такие предметы, как музыка и изобразительное искусство, и включить предложения по их развитию в госпрограмму "Развитие образования РСО–А".
К слову, о развитии системы ранней профориентации. В 2023 году в республике впервые провели "Университетские субботы" и "Субботы СПО" для повышения престижа рабочих профессий и специальностей, привлечения молодежи в производственные секторы экономики – за два месяца были вовлечены 5393 учащихся 7–11-х классов.
А в рамках проекта "Билет в будущее" с 2023–2024 учебного года запускается реализация профориентационного минимума для российских школ. В республике определен перечень из 192 общеобразовательных организаций, которые внедрят профминимум – проект, позволяющий развивать компетенции педагогов по работе с мотивацией школьников, предварительному знакомству учеников с региональным рынком труда.
Кадры
Увы, но этот вопрос остается болезненным для всей системы образования, и Северная Осетия здесь – не исключение. Повышение престижа учительской профессии, модернизация, развитие конкурсного движения, форумов профессионального мастерства педагогов и управленцев, проекты наставничества и профориентационные программы, федеральные и региональные надбавки – все эти меры поддержки направлены на привлечение молодых специалистов к работе и их удержанию на местах.
Большую роль играет и уменьшение бюрократической нагрузки, о которой еще раз рассказал Анзор Музаев. По словам главы Рособрнадзора, сегодня снизилось даже количество проводимых ведомством мониторингов, например, в школе и детском саду – с 32 и 17 до 2 и 1 соответственно. Чиновник выразил надежду на самоконтроль образовательных учреждений и стремление перейти от формальных отчетов к объективной оценке своей деятельности. Опять же, с целью повышения ее качества.
"Обратите внимание, что мы оставили всего 5 документов для заполнения школьными учителями, тогда как их было более 50. И освободившееся время педагоги должны направить как на собственное развитие, так и на внеурочную работу с учениками. Уменьшилось и количество информационных систем, чатов, в которых нужно "сидеть" педагогам – для всех уровней образования осталась одна ИС".
Кроме того, Сергей Меняйло уже предложил отказаться от прохождения аттестации учителями, имеющими звание заслуженных. Еще одним нововведением, которое озвучил представитель Минпросвещения РФ, станет бессрочное действие квалификационных категорий с 1 сентября 2023 года.
Поддержка одаренных детей
Эта работа активно ведется уже на протяжении нескольких лет, а ее темпы будут только нарастать. И даже больше – любые проявления интереса ребят к спорту, науке и творчеству сегодня поддерживаются республикой и государством.
Республика прошла отбор и откроет еще 20 тысяч мест допобразования, получив при этом 200 млн руб. на модернизацию материально-технической базы кружков и секций.
К концу 2024 года в Северной Осетии будет функционировать 141 центр "Точки роста", откроются на базе двух школ "Кванториумы", в школе № 2 г. Алагира появится IТ-куб. А еще к будущему году во всех школах должны начать работу театры, музеи, спортивные и туристические клубы, ведь в новом учебном году, как подчеркнула министр образования региона, особое внимание будет уделено развитию именно школьного дополнительного образования: "Воспитание имеет место лишь тогда, когда осуществляется созидательная деятельность".
Торжественным моментом на августовском совещании стали чествование и награждение педагогов республики, а также вручение писем благодарности Сергею Меняйло и Элле Алибековой за всестороннюю поддержку образовательной системы. В свою очередь руководитель Северной Осетии также поблагодарил федеральных гостей за вклад в развитие образования республики, а Анзор Музаев получил от главы именные часы.
Педсовет продлится несколько дней – сегодня у педагогов начинается практическая часть и работа по секциям, где каждый из озвученных на пленарном заседании вопросов обсудят более подробно. Но самое главное – это то, с чем придут потом учителя в классы к детям. Ведь по мнению Эллы Алибековой, "смысловые ориентиры системы образования Северной Осетии направлены в первую очередь на сохранение образовательного суверенитета страны как элемента государственного суверенитета, предусматривающего реализацию независимой образовательной политики. А она должна опираться на отечественное научно-педагогическое наследие и лучшие российские образовательные практики, где главенствующая роль отдается учителю!"
Фото Татьяны ШЕХОДАНОВОЙ