Современную жизнь сложно представить без киноискусства. Почти каждый день выходят новые фильмы в различных жанрах. Кинотеатры переполнены зрителями, особенно на разрекламированных везде и всюду кинолентах. Чаще всего ажиотаж происходит вокруг западных картин. А что же можно сказать об отечественном, в частности, осетинском, кино?
Для начала обратимся к его истории. Все началось в 60-е годы прошлого века с фильма "Осетинская легенда". В это время в Северной Осетии открылись две студии: одна – кинохроники, другая – по производству фильмов для Центрального телевидения. Творческую команду составили работники разных национальностей из всех районов республики. Важную роль в развитии кино, телевидения и радиовещания в Осетии и на всем Северном Кавказе сыграл осетинский писатель, общественный деятель Ахсарбек Агузаров.
Художественные и документальные фильмы, снятые Гостелерадио, запрещали показывать в кинотеатрах, разрешали только по телевидению. Первым транслируемым фильмом была опера "Возвращение Коста". Он стал знаковым и получил высокую награду на всесоюзном кинофестивале.
Благодаря тому что показы собирали перед экраном большое число зрителей, появился интерес к осетинскому кинематографу, об Осетии узнали как в России, так и за рубежом. Ведущим режиссером студии был Рафаэль Гаспарянц. Им сняты 12 художественных и около 70 документальных фильмов. Большинство из них было тиражировано и показано на каналах Центрального телевидения СССР.
В одном из интервью Гаспарянц вспоминал, что в советские годы приезд съемочной группы в какое-нибудь горное село становился событием для всей округи, жители приходили, чтобы не только понаблюдать за процессом съемок, но и поучаствовать в них в качестве массовки.
В то время съемки выглядели совершенно иначе. Съемочная группа состояла примерно из 25 человек. Поскольку вся аппаратура была очень массивной, для ее транспортировки использовали грузовые машины. В экспедицию выезжала и передвижная электростанция.
За 60 лет на Северо-Осетинской студии телевидения сняли больше 40 художественных фильмов и 500 документальных картин. Все это сохранилось на кинопленке, а с прошлого года ВГТРК стали переводить все в цифровой формат.
В начале 90-х годов прошлого века Государственная телерадиокомпания СССР распалась, кинопроизводство в Северной Осетии за счет государственного бюджета прекратилось. Все записи телефильмов, радио и телепрограмм перешли на хранение в государственную телерадиокомпанию "Алания". Не весь архив смог уцелеть, но то, что удалось сохранить, на данный момент проходит оцифровку.
В фильмотеке ГТРК "Алания" хранятся документальные фильмы о поэтах Расуле Гамзатове, Алиме Кешокове, Кайсыне Кулиеве... В архиве также представлены кадры строительства Чиркейской ГЭС и Транскама и много другого ценного материала.
Но вернемся к истории становления осетинского кино. Документальный жанр, направленный на распространение идеи мира и дружбы между народами, был очень популярен в советский период на Кавказе. Именно поэтому фильм "Земляки" стал примером пропаганды интернационализма.
Особое внимание в осетинском кинематографе заслуживают художественные фильмы, которые не только отражают национальный колорит, но и поражают красотой горной природы. К ним относятся такие картины, как "Фарн", "Горец", "Волшебная папаха", "Легенда горы Тбау", "Долг и честь" и "Волшебная свирель", снятый по мотивам нартского эпоса.
Большое значение в развитии кино в Осетии имеют и документальные фильмы. Наиболее известные из них – "Притча" Г. Гудиева и М. Хакулова, "Дом у старой церкви" и "Ваятель" С. Цориева и Г. Гаврилова, "Осетия над пропастью в крови" С. Цориева. Не менее значимым документальным фильмом, посвященным трагическим событиям осени 2004 года, стала картина "Граждане Беслана", снятая в 2005 году студией "Нарт-Арт" при содействии федерального агентства по культуре и кинематографии режиссерами Вадимом Цаликовым и Теминой Туаевой.
Известно, что после эпохи перестройки студия кинохроники остановила производство фильмов. Долгие годы объект находился в федеральной собственности: в связи с многочисленными долгами встала угроза банкротства. И вот, наконец, после продолжительной борьбы за существование, студия получила шанс на жизнь. Президент РФ Владимир Путин подписал указ о ее передаче в собственность Северной Осетии.
На базе студии решили создать центр креативных индустрий. Речь об этом шла на совещании, которое проводилось в правительстве еще в начале этого года. Планировалось создание современной студии анимации, диджитал-лаборатории, музея кино, выставочной площадки современного искусства, молодежного театра. Как продвигается работа по данному направлению, сдвинулась ли она с мертвой точки, пока неизвестно.
О прекращении кинопроизводства в Осетии говорить рано. У нас есть союз кинематографистов, который ведет активную работу и ежегодно выпускает новые фильмы. В свое время его председателями были Вячеслав Гулуев и Султан Цориев. Оба – выдающиеся кинематографисты, режиссеры и операторы, которые оставили после себя десятки игровых и документальных фильмов. Сейчас союзом руководит киновед, редактор, автор документальных фильмов Индира Черджиева. Появляются и новые режиссеры, актеры, сценаристы, готовые продолжать историю осетинского кино.
Сегодня очень важен и коммерческий успех фильма, так как он определяет дальнейшее существование кинематографа. Остается надеяться, что производство осетинского кино в ближайшем будущем получит вторую жизнь.