В 1843 году частный предприниматель Спиридон ЧЕКАЛОВ приступил к разработке описанных в 1768-м Российской экспедицией свинцово-серебряных месторождений кустарным способом.
Промышленная же добыча на рудниках Садонского месторождения началась с 1852 года. Российская империя стала получать собственный свинец, который до этого закупала на Западе. К 1854 году, всего за пару лет, были отработаны самые богатые и доступные участки месторождения, после чего в 1856-м рудник был закрыт.
К началу 1860-х была создана рудная база и возобновлена добыча с обогащением, в 1886 году основан рабочий поселок Садон. Условия труда горняков были весьма суровыми. Несмотря на то что основные подземные выработки были освещены, на руднике отсутствовали какая-либо вентиляция, механические подъемники. После Октябрьской революции он временно прекратил работу. Но в 1922 году было принято решение продолжить разработку Садонской группы месторождений и создали Садонский свинцово-цинковый комбинат, куда вошли Садонский и Ходский рудники и Мизурская горно-обогатительная фабрика. С 1923 по 1925 г. предприятие являлось единственным в СССР поставщиком цинка.
На Садонском свинцово-цинковом комбинате выросли целые семейные династии профессиональных горняков, геологов, обогатителей: Бесоловы, Битаровы, Болдыревы, Рамоновы, Дзитоевы, Кайтуковы, Кулешевы, Томаевы, Каировы, Чернышевы и другие. Многие шахтеры за ударный труд были удостоены звания Героя Социалистического Труда, избирались депутатами Верховного Совета СССР.
Отсюда родом и известные на всю страну Аслан-Бек Темболович и Владимир Аслан-Бекович Бессоловы – Герои Социалистического Труда.
Аслан-Бек Темболович родился 4 июня 1912 года, после школы поступил в горный институт, который окончил с отличием. По распределению был направлен главным инженером на шахту № 12 в Донском районе Московской области. Грамотный, трудолюбивый, инициативный специалист быстро завоевал уважение коллектива, его деловые и человеческие качества не остались незамеченными и со стороны руководства отрасли. Вскоре его перевели на должность заведующего шахтой № 17 треста "Болоховтрест" комбината "Москвауголь", а затем 26-летнего специалиста направили начальником шахты № 20 треста "Красноармейскуголь" Болоховского района. На строительство шахт и для работы в них приезжали люди из разных уголков страны. Их трудом, руками и сердцами вершились жизнь и история поселка. Но стать шахтером, овладеть специальностью забойщика в усовершенствованной шахте было непросто.
По инициативе московского комитета комсомола на шахты прибывала молодежь из столицы. Их называли "тысячниками", так как именно они откликнулись на призыв "тысячи добровольцев для постоянной работы забойщиками и вагонщиками". Но больше – молодых людей из деревень. В основном неграмотных. Для них открывались рабфаки, курсы по подготовке в вузы. Очень большое внимание уделял Аслан-Бек Темболович молодежи. На шахте внедрилась скоростная добыча угля с использованием врубовых машин. Добыча черного золота значительно выросла. В феврале 1939 года за высокие производственные показатели А-Б.Т. Бессолов был награжден орденом "Знак Почета"
Победа в годы Великой Отечественной ковалась совместными усилиями всего советского народа. В начале войны вместе с промышленными центрами страна потеряла важные Донецкий угольный бассейн и шахты Подмосковья. Многие из работников угольной промышленности были призваны в армию. В этих условиях шахтеры перевыполняли планы угледобычи. Осенью 1943 года Алан-Бек Темболович Бессолов был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
После войны, в 1946 году, он был переведен в город Донской Тульской области управляющим трестом. И здесь Аслан-Бек Темболович проявил свои высокие организаторские способности. Показатели работы значительно выросли, но в погоне за выполнением плана он не забывал о тех, чьими руками добывался уголь, был очень внимателен к своим работникам и пользовался уважением у всего коллектива. В августе на груди А.-Б. Бессолова засверкал второй орден Трудового Красного Знамени. А в апреле 1957 года Указом Президиума Верховного Совета СССР он был удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали "Серп и молот".
В последующие годы Аслан-Бек Темболович возглавлял трест "Красноармейскуголь". После выхода на пенсию жил в городе Донском, где скончался в 1967 году в возрасте 55 лет.
Его сын Владимир Аслан-Бекович родился в 1939 году в городе Донском Тульской области. После школы поступил в Московский горный институт (ныне – Горный институт НИТУ "МИСиС"), который окончил в 1961 году. По направлению работал на строительстве Московского метрополитена, где прошел путь от начальника смены до главного инженера строительно-монтажного управления № 3. При непосредственном участии Владимира Аслан-Бековича были сооружены станции "Щелковская", "Проспект Мира", "Первомайская", "Каширская", "Текстильщик". "Сходненская", "Ботанический сад".
Аббревиатура БАМ с середины 70-х годов двадцатого столетия на протяжении двух десятков лет не сходила со страниц советских газет и экранов телевизоров. На строительство этого объекта направлялись лучшие специалисты. В их числе был и В. Бессолов. С 1976 года Владимир Аслан-Бекович – главный инженер, с 1980-го – начальник управления строительства Бамтоннельстроя.
Он – автор ряда крупных инженерно-технических, революционных для отечественного тоннелестроения решений и разработок. Организатор строительства Байкальского, Кодарского, Нагорного, четырех Мысовых и двух обходных тоннелей, многих объектов за пределами Байкало-Амурской магистрали. Под его руководством был построен самый сложный в инженерно-геологическом отношении Северомуйский тоннель. На стройку в подразделения принимали преимущественно метростроителей и шахтеров, имевших опыт горного строительства. Однако Владимиром Бессоловым было принято решение брать на работу новичков и готовить из них специалистов на месте, но с одним условием – они должны были теоретически и практически освоить горную технику, приобрести несколько смежных профессий. Для этого по его инициативе сначала был создан учебный пункт на базе УС "Бамтоннельстрой", а затем – филиал Московской технической школы. За весь период деятельности "Бамтоннельстроя" на Бурятском участке БАМа прошли обучение с получением смежных профессий более 10,5 тысячи человек.
В 1990 году Владимир Аслан-Бекович был назначен начальником Главтоннельстроя. Этот период его жизни отмечен возведением таких сложных объектов, как подземная железнодорожная станция "Аэропорт Внуково" и Лефортовский тоннель. Он внес свой значительный вклад и в строительство объектов Московской кольцевой автодороги и третьего транспортного кольца столицы.
Указом Президента СССР от 10 августа 1990 года "за большой вклад в сооружение Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, обеспечение ввода в постоянную эксплуатацию на всем ее протяжении и проявленный трудовой героизм" был удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали "Серп и молот".
Владимир Аслан-Бекович также был кавалером двух орденов Трудового Красного Знамени, ордена Дружбы, лауреатом Государственной премии Совета министров СССР, "Заслуженным строителем РСФСР", удостаивался званий "Почетный транспортный строитель, "Почетный строитель России". Владимир Аслан-Бекович Бессолов умер 14 мая 2011 года на 72-м году жизни.
Через год, в июне 2012-го, Северомуйскому тоннелю (самый большой тоннель в России протяженностью 15343 метра) было присвоено имя Героя Социалистического Труда Владимира Бессолова и установлена мемориальная доска. Чтобы почтить память В.А.-Б. Бессолова, в Северомуйск приехали из разных регионов страны ветераны стройки века, а также делегации Правительства Республики Бурятия, тоннельной ассоциации России и руководство Восточно-Сибирской железной дороги. Заместитель начальника ВСЖД Алексей Боровиков в своем выступлении отметил: "Владимир Бессолов – строитель-тоннельщик, человек, которого уважали за уникальные знания, за высочайший профессионализм, за открытость всему новому, за твердую волю, ответственность и умение принимать решения. К нему обращались за советом со всех концов страны. Его слово ценилось на вес золота. Это был человек-эпоха нашего тоннелестроения. Герой, который не любил носить награды…"