Талантливый и самобытный осетинский писатель Алихан Инусович ТОКАЕВ вошел в историю национальной литературы прежде всего как поэт-символист. И это неудивительно: ведь все его творчество соткано из символов алано-осетинской мифологии.
Родное село Алихана – Даргавс расположено у подножия горы Казбек, в одном из самых живописных ущелий Осетии, в расширяющемся устье реки... Каменистые стены и скалы, сосновые и березовые леса, поляны и родники. По обеим сторонам спускаются горные склоны, а с их вершин хорошо просматривается долина "междугорья". Во многих стихах Алихана Токаева звучат ностальгические ноты. Большинство произведений поэта были созданы им вдали от родных мест – в Закавказье, куда он был вынужден переехать в юности. Значительную часть своей недолгой жизни он прожил в Баку. Поэтическая судьба Алихана Инусовича была связана с самым крупным течением отечественного модернизма XX века – символизмом. Несмотря на молодость, именно его творчество, по мнению многих исследователей его поэзии, явилось наиболее законченным и убедительным воплощением всего осетинского символизма.
По уточненным данным, Алихан Инусович Токаев родился 1893 году в селении Даргавс Северной Осетии (к сожалению, день рождения до сих по не известен). Всего в бедной крестьянской семье Инуса было 28 человек. Алихан был старшим ребенком из 11 детей.
В 1904 году будущий поэт закончил Даргавскую церковно-приходскую школу. Возможности продолжить учебу не было, и он, как старший из детей, стал помогать отцу в домашнем хозяйстве. Спустя несколько лет, в 1913 году, дядя Алихана – Темирболат, работавший машинистом-железнодорожником в Закавказской железной дороге, увез его в Баку, помог поступить в Бакинское мореходное училище дальнего плавания, которое Алихан успешно окончил в 1916 году. Но по специальности ему так и не довелось поработать. Стихия революционного студенчества настолько увлекла поэта, что он регулярно стал посещать тайные собрания рабочих и стал активным пропагандистом социал-демократических идей РСДРП.
К этому времени относится и его литературный дебют. Начальный этап творчества поэта отмечен двумя важными событиями. Первое из них – гражданская позиция Алихана Токаева, второе – увлечение символизмом. Оба события нашли свое отражение в стартовых серьезных поэтических опытах, которые ввели его в круг символистов. В этот промежуток времени поэт с нарастающим вниманием вглядывается в повседневные реалии окружающей действительности, обнаруживая торжество стихийного начала в драматической дисгармонии жизни. Этот новый взгляд нашел свое выражение в соответствующих поэтических произведениях – "Волшебная бусина", "Родная страна", "Мне золота не надо...", "Сны благодати", "Играло весеннее солнце", "Лесные сны", "Вечером", "Ледник" и других. В эти же годы Алихан Инусович создаст пятиактную драму – "Белые вороны", басни – "Осел и соловей", "Петух, гусь, утка и индюк", "Грустная сосна", "Сова" и другие.
Содержание его творчества расширяется и углубляется. Этому способствовали и его поездка в С.-Петербург, и поступление в Академию художеств. В редкие приезды в Даргавс, вспоминали его сестры и братья, он рассказывал о встречах с великим пролетарским писателем М. Горьким, который, видимо, и помог ему поступить в Петербургскую академию художеств. В столице империи его стали преследовать за революционную деятельность, и он вынужден был покинуть академию. Как уже опытного, страстного агитатора и пропагандиста партия посылает его в различные регионы России. Так он оказывается в Сибири (Иркутск) и Прибалтике (Рига). В произведениях, написанных в это время, Алихан заново осмысливает пройденный им творческий путь. Короткую, но насыщенную биографию поэта, писателя и драматурга Токаева, по нашему мнению, условно можно разделить на три этапа – бакинский, российский, даргавский. Каждый из них включает в себя определенный промежуток времени, который до сих по ждет своего исследователя.
К 1916–1917 годам творческая активность поэта заметно снижается. Помимо личных, на это повлияли и объективные причины: в первую очередь – продолжающаяся Мировая война и две революции – в начале и в конце 1917 года (Февральская и Октябрьская). В то время Алихан Токаев работает над рядом интересных поэтических произведений, но не успевает их завершить. Партия вновь призывает его под свои знамена, на этот раз он отправляется на Северный Кавказ. Поэт и гражданин вернулся на малую родину уже закаленным революционером. По приезду в Осетию он вступает в ряды Социал-демократической партии "Кермен". Принимает активное участие в революционных событиях на фронтах Гражданской войны. Местная партийная организация единогласно избирает его делегатом на II съезд народов Терской области, проходивший в г. Пятигорске. На этом общественно-партийном форуме была признана власть Совета народных комиссар РСФСР и был избран Терский народный совет. В состав делегации Осетии наряду с такими известными революционными деятелями, как К. Бутаев, С. Такоев и А. Гостиев, вошел и Алихан Токаев. По возвращению в Осетию он был помощником наркома земледелия Терской области Пашковского. Позже был избран первым председателем ревкома Гизельдонского округа.
Алихан Токаев всей душой поверил в советскую власть: ходил бодрый, с сияющими глазами, уверенный в завтрашнем дне. Именно в это время поэт-романтик пережил последний творческий взлет, создав ряд зрелых и глубоких поэтических, публицистических произведений. Алихан Токаев был всесторонне одаренным человеком. Кроме художественной литературы он серьезно увлекался живописью, музыкой, хорошо играл на многих музыкальных инструментах, особенно на скрипке. Активно включался не только в общественно-политическую деятельность, но и в культурное строительство. Однако со временем многочисленные заседания становятся ему в тягость. Они пока не выходят дальше внутренних переживаний, но и в окружающей жизни поэт обнаруживает торжество бюрократизма, мещанства в новом, "советском" варианте. Отсюда внутренние муки, которые, возможно, и привели его к духовному краху и к мысли о самоубийстве.
Искренность этих чувств несомненна – они действительно выстраданы всей жизнью поэта. Однако правда жизни, всегда остро ощущавшаяся Алиханом Токаевым, не позволила ему покривить душой, перейти к воспеванию революции и ее последствий. В советский период (1917–1927) главным недостатком поэта считалось то, что "руководящая сила" новой власти в его поэзии не осмыслена, и в этом, бесспорно, виделась ограниченность мировоззрения стихотворца. Иной была точка зрения многих вдумчивых читателей. Поэтому память о поэте за истекшее столетие не померкла. Правда о его поэзии и жизни обязательно найдет свое понимание у будущих поколений, которые будут руководствоваться не политическими интригами, а истинными заслугами этого замечательного певца родины-Осетии.
Восхищает творческая свобода, с которой поэт обращается с самыми разными стихотворными формами: от классических – сонет ("Волшебная бусина") до современных – верлибр ("Звуки города"). Лирика Токаева – явление уникальное в осетинской поэтической культуре. При всем многообразии ее проблематики и художественных решений, при всем отличии ранних стихотворений от последующих – она выступает как единое целое, как одно развернутое во времени и пространстве произведение, как отражение пройденного поэтом романтического пути. Уже современники стихотворца заметили, что для его лирики характерна устойчивая повторяемость важнейших образов, словесных формул и лирических ситуаций. Они наделяются не только "словарными" значениями, но получают дополнительную смысловую энергию, впитывают новые семантические оттенки ближайшего словесного окружения. Но не только контекст конкретного стихотворения определяет значение таких слов-символов. Чем больше токаевских стихов мы читаем, тем богаче становится восприятие каждого стихотворения. Благодаря сквозным мотивам лирика Токаева приобрела очень высокую степень цельности.
Среди поэтов первой трети XX века Токаев стоит особняком. Он широк и певуч, как сама народная жизнь. Поэт жил исключительно литературным трудом, как говорится, перебивался с хлеба на воду. Осознавал, что жизнь изменилась не в ту сторону, в какую хотел повернуть ее поэт-романтик. Возможно, это привело Алихана к трагедии, которая случилась в семь часов утра 17 июня 1920 года…