[H]МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА[/H]
[B]Казбек ФРИЕВ, председатель Совета ветеранов РСО–А:[/B]
[I]– Что важно сделать? Во-первых, сохранить то, что есть. Потому что порой памятники ставим, а ухаживать потом за ними некому. Вы сами, наверное, не раз замечали, что перед какими-то праздниками все начинают суетиться, приводить в порядок эти объекты. Поэтому считаю, что прежде чем ставить памятники, важно подумать о том, кто будет их сохранять, как он будет выглядеть в дальнейшем. На мой взгляд, памятные места надо как-то концентрировать. Мы в Совете ветеранов хотим, чтобы поисковики провели соответствующую работу в этом направлении. Чтобы они были точками притяжения людей, им уделялось постоянное и должное внимание. Сейчас идет СВО, появляются новые герои, и важно, чтобы объекты памяти располагались в одном месте. К примеру, установить стелу, посвященную ратным подвигам наших ребят. Кроме сохранения памятников, разумеется, важна постоянная просветительская работа. Мемориалы должны посещать и взрослые, многие из которых, к сожалению, совсем потеряли память, и, разумеется, дети. Проводить с ними Уроки мужества, патриотические акции. Вот и сегодня я собираюсь приехать в Алагир к школьникам, чтобы побеседовать с ними об истинных ценностях жизни…[/I]
Павел БЕККЕРМАН, заслуженный деятель искусств Республики Южная Осетия, кандидат педагогических наук, профессор РАЕ:
– Cохранение памяти о героях Отечества прошлых лет и современности – это вопрос государственной важности. Неслучайно в 137-ФЗ вносятся поправки, касающиеся форм увековечения памяти. В этом процессе велика роль культурно-образовательного пространства. Поэтому важнейшим фактором в этой связи считаю просветительство в молодежной среде. Именно малые формы увековечения являются наиболее доступными и понятными молодому поколению: песни, аудио-альбомы, мультимедийные издания, учебно-методические электронные ресурсы, презентации, конкурсы, установление памятных дат, связанных с жизнью героев, их закрепление в государственном календаре и проведение патриотических церемоний. Так, создание подобных форм и их продвижение среди обычных школьников и творческой молодежи усиливает воспитательный эффект и способствует ценностному ориентированию молодежи.
Екатерина ОБОРИНА, менеджер:
– Большую роль в патриотическом воспитании играют учебники, в том числе и по истории. Но нужны новые программы, например, чтобы прямо на уроке можно было посетить виртуально музей или попасть на место исторических событий. В целом считаю, что память о Великой Отечественной войне, конечно же, важно сохранить на века. Так случилось, что в нашей семье никто не воевал, и "живых примеров" той битвы у нас нет. Но дети войны всегда с ужасом вспоминали то голодное время, как тяжело было прокормить семью.
Те страшные события должны быть в памяти народа, чтобы не допустить их повторения.
Олеся УСОЛЬЦЕВА, ресторатор:
– Мои дети очень интересуются темой войны, часто смотрят фильмы о военных годах, с последующим их обсуждением. Думаю, многое идет из семьи, от родителей. Считаю, что всему поколению нужно знать историю, а дети должны понимать, какой подвиг и какой ценой совершили герои. Мы каждый год участвуем в шествии в честь Победы, возлагаем цветы к мемориалу Славы.
Жаль, что сегодня многое обесценивается, и дети в основном сидят за компьютерными играми, а не за учебниками, поэтому тема патриотизма – одна из острых в обществе.
Юрий КАЙТУКОВ, автомеханик:
– Если мы хотим воспитать героев, то начинать необходимо с родителей, ведь именно они в первую очередь должны воспитывать в детях патриотические чувства, а что делать, если у самих родителей таких чувств нет? В этом вопросе, конечно, может и должна помочь школа. Считаю, что к героям можно отнести и преподавателей, прививающих ученику гордость за страну, интерес к развитию себя, как личности. И, возможно, в будущем у нас будет больше героев, спасающих попавших в беду людей, а не снимающих трагедии на мобильный телефон. Во многом от того, как скоро мы излечимся от этого безразличия, и будет зависеть наше будущее.
Естественно, я не имею в виду ребят, мужественно и достойно сражающихся на передовой в рамках СВО… У них с этими понятиями как раз-таки все в порядке.
Белла КОЧИЕВА, руководитель школьного музея СОШ с. Дзуарикау Алагирского района:
– Патриотическое воспитание – особая грань учебно-воспитательного процесса в школе, которой всегда уделялось большое внимание. В нашей школе почти полвека существует музей, в котором собраны сотни экспонатов, рассказывающие о Великой Отечественной войне, о братьях Газдановых, о защитниках Осетии. Здесь проводятся мероприятия, посвященные подвигам земляков, которые вызывают большой интерес у учащихся. Двенадцатого сентября в музее состоялось торжественное открытие стенда памяти выпускника школы, офицера российских Вооруженных сил Алана Газданова. Участниками мероприятия были семья героя, его боевые товарищи, представители общественных организаций. Воспоминания о школьных годах, о службе, о том, каким человеком был Алан. Такие мероприятия оставляют глубокий след в детских умах и сердцах, учат любви к Отечеству. На мой взгляд, школьникам нужно чаще общаться с героями – ветеранами ВОВ, воинами-интернационалистами, участниками СВО на Уроках мужества и других военно-патриотических мероприятиях.
Артемий МИРИКОВ, студент исторического факультета СОГУ, биограф генерала И. А. Плиева:
– Сохранение памяти о подвигах должно начинаться в семье и школе. Для этого нужно не кричать голословно о патриотизме, а вести большую исследовательскую работу, наполняя ее теплотой традиций народа и огнем патриотизма.
Что касается нашей республики, то хотелось бы, чтобы больше книг издавали на эту тему. Ведь книга – это то, от чего отталкивается любой сценарист, режиссер, журналист, музейщик! Вот, например, у нас уже 20 лет не переиздавали мемуары генерала Плиева, а ведь раньше они были в каждом доме. В республике должен наконец-то появиться памятник осетинам и казакам – героям Русской императорской армии. Сейчас уже растет новое поколение героев, а мы многое еще не собрали и не все изучили, плохо знаем о героях Первой мировой, Великой Отечественной войн, о конфликтах в Афганистане и 90-х годов. Считаю, что в республике необходимо возвести музей ратной славы Осетии как центр сбора и сохранения памяти о героях и их подвигах!