Протяженность дорожной сети общего пользования Северной Осетии – более 6,5 тысячи километров, в том числе 270 км дорог федерального значения, находящихся на балансе Упрдора "Северный Кавказ", и 1042 км регионального и межмуниципального значения, обслуживаемых Комитетом по транспорту и дорожной инфраструктуре РСО–А. А еще это площади, проспекты и улицы больших городов и скромные переулки маленьких населенных пунктов, забота о которых – на плечах администраций местного самоуправления.
Опорная сеть автодорог, которая действует по сей день, была создана в республике в 50–60-е годы прошлого века. Только в 1955 г. дорога "Ростов – Баку" (ныне – "Кавказ") связала Осетию с соседними республиками.
Большинство водителей и пассажиров, с ветерком проносящиеся по трассам, не могут представить, какой грандиозный повседневный труд вкладывается в дороги, но даже самые придирчивые отмечают, что в последние годы качество трасс Северной Осетии значительно повысилось.
Сегодня интенсивность движения по дорогам республики многократно возросла, значительно выросла и грузоподъемность транспортных средств. И для того чтобы дороги и искусственные сооружения на них соответствовали современным требованиям по техническому оснащению и обеспечению безопасности движения, необходимы постоянные обновление и расширение сети дорог.
Только за последние 5 лет (2019–2023 гг.), когда в стране и республике реализуется нацпроект "Безопасные качественные дороги", в различных районах построено, реконструировано и отремонтировано около 300 километров дорог, более 150 километров улиц Владикавказской городской агломерации.
Строятся новые, реконструируются и ремонтируются старые дороги, вводятся в эксплуатацию обходы населенных пунктов, на дорогах появляются новые мосты через многочисленные реки и суходолы, в соответствии с современными требованиями обустраиваются пассажирские остановки и пешеходные переходы, вдоль дорог и улиц устанавливается искусственное освещение, на сложных перекрестках появляются светофорные объекты. За порядком на дорогах и нарушением ПДД с каждым годом следит все больше камер фото видеофиксации.
Чтобы такое огромное и разнообразное хозяйство действовало четко и бесперебойно, необходимы постоянные и значительные усилия тысяч людей самых различных дорожных профессий.
Когда в среде дорожников называют фамилии заслуженных строителей дорог Беликова и Бирагова, Габеева и Габисова, многих других ветеранов дорожной отрасли (сразу всех и не перечислить!), сразу вспоминаются большие и малые стройки, в которых они участвовали, построенные ими дороги и мосты, которые верно служащие людям десятки лет.
Во многих семьях профессия дорожника передается из поколения в поколение: от дедов к отцам и от них к внукам. Возникают целые династии дорожников, преданных своей профессии.
Почти 50 лет назад вслед за своим отцом – ветераном Великой Отечественной войны Хасаном Кирилловичем Ботоевым, который был дорожным рабочим в Алагирском районе, пришел в отрасль Казбек Ботоев.
За эти годы в его "дорожной биографии" были окончание строительного факультета РГТУ по специальности"Строительство автодорог, мостов и тоннелей", множество навсегда запомнившихся объектов на дорогах, среди которых – строительство десяти километров Транскавказской автомагистрали и 14 мостов на ней, начало строительства дороги в сторону горно-рекреационного кластера "Мамисон", которое ведется в настоящее время, работы на объектах нацпроекта "Безопасные качественные дороги" и многие другие объекты.
Окончив в 1978 году отделение строительства дорог и мостов Бакинского строительного техникума, Казбек начал работать в ГУП "Алагирское ДРСУ". За 36 лет работы в этом коллективе он последовательно прошел все ступени профессионального роста от мастера до начальника управления. Сегодня "Заслуженный дорожник РСО–А", "Почетный дорожник РФ" – продолжает трудиться: возглавляет ДРСУ-3, в котором уже почти 10 лет после окончания строительного факультета СКГМИ (ГТУ) вместе с ним на дорогах работает его сын Сослан, а в экономическом отделе управления – дочь Альбина, которая окончила экономический факультет РУДН.
Трудится на дорогах и династия Тамерлана Хаджимурзаевича Дзодзиева. За 42 года работы на различных автодорогах республики он заслужил известность, почет и уважение среди своих коллег.
Дорожником Тамерлан стал почти случайно: после десяти лет работы в Пригородном районном управлении "Сельхозтехника" его в 1981 году пригласили на работу в Октябрьское ДРСУ. Вот тогда-то и началась "дорожная" страница его биографии, которая продолжается и сегодня.
Тамерлан Дзодзиев упорно и настойчиво прошел все этапы трудной повседневной работы: дорожный мастер, прораб, главный инженер Октябрьского ДРСУ, затем – начальник Управления "Мостострой". Не прекращая работу на объектах, он получил сначала среднее (Северо-Кавказский.строительный техникум), а потом – и высшее образование – в СКГМИ (ГТУ) по специальности "Автомобильные дороги и аэродромы".
В Пригородном районе исходил сотни километров разбитых дорог, которые пришлось приводить в нормативный порядок, обследовал и перестроил десятки "хлипких мостиков", которые стали надежными мостами на дорогах с интенсивным движением.
Вместе со специалистами Октябрьского ДРСУ на его счету – восстановительные работы на дорогах после катастрофического паводка на Северном Кавказе в июне 2002 года, когда в Осетии были полностью уничтожены 92 километра дорог и 42 моста. А в сентябре того же года на долю Тамерлана Дзодзиева и его организации после схода ледника Колка снова выпала напряженная работа по восстановлению того, что было уничтожено стихией.
По стопам своего знаменитого деда-дорожника, "Заслуженного работника дорожного хозяйства РСО–А", кавалера многих наград, идет его внук Заурбек Багаев, также выпускник СКГМИ (ГТУ), который вместе со своей "Южной строительной компанией" участвовал в строительстве нового моста на федеральной трассе А-164 "Владикавказ – Алагир", а сегодня строит важнейший для Северной Осетии объект – 2-ю очередь обхода г. Владикавказа.
Каждый год на дороги Осетии приходят новые поколения молодых специалистов, которые, работая плечом к плечу с опытными дорожниками, перенимают опыт предыдущих поколений, продолжают их дело, вместе с ветеранами делая все, чтобы дороги и улицы становились более качественными и безопасными. Но только тот, кто готов каждый день, в любое время года, при любой погоде, без выходных и праздников выходить на дорогу, чтобы обеспечить комфорт и безопасность участникам движения, становится настоящим дорожником.