С докладом о ходе реализации Плана мероприятий Республики Северная Осетия – Алания по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг "дорожная карта" выступила заместитель министра труда и социального развития РСО-А Евгения Столбина. Она отметила, что для реализации социальной политики в республике важнейшее значение имеет вопрос обеспечения качества жизни и доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности. Это образование, здравоохранение, социальная защита, занятость, спорт, транспорт, культура, которые определяют возможность человека жить достойно и считать себя полноценным членом общества.
Разграничение полномочий между органами власти всех уровней, принятое в соответствии с федеральным законодательством, позволило органам местного самоуправления разрабатывать и реализовывать муниципальные программы, в ходе которых решаются важнейшие вопросы обеспечения доступных услуг. "Самое важное в работе каждого руководителя муниципалитета – чтобы жители были удовлетворены качеством своей жизни", – подчеркнула она.
В нашей республике доступность объектов и услуг на сегодня составляет 80,6 процента, что выше общефедерального показателя. Регион в числе субъектов РФ, достаточно успешно работающих в этом направлении. Мероприятия "дорожной карты" финансируются из республиканского бюджета и бюджетов местного самоуправления. Только за 2020 и 2021 годы на проведение мероприятий по созданию доступности социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения было направлено около 7,5 млн. рублей. Начиная с 2022 года муниципалитеты также нашли возможность предусматривать средства на повышение доступности объектов и услуг.
В то же время, отметила Е. Столбина, в реализации госпрограмм, направленных на повышение качества жизни инвалидов и маломобильных граждан, множество проблем. В частности, еще не во всех административных зданиях, организациях и учреждениях, многоквартирных домах на входе имеются поручни и пандусы, уровень доступности общественного транспорта для этой категории граждан составляет только 6,4 процента.
Вопрос "О ведении Регистра на основании сведений, поступающих в Центральную избирательную комиссию Республики Северная Осетия – Алания от глав администраций муниципальных образований. Пути взаимодействия и совершенствования" осветила председатель ЦИК РСО–А Жанна Моргоева. Она отметила, что регистрация избирателей, участников референдума – это постоянная работа избирательных комиссий, органов государственной власти, органов местного самоуправления по сбору и систематизации сведений об избирателях. Органы учета населения и суды обязаны сообщать главам администраций муниципальных районов, городских округов сведения о событиях, произошедших с избирателями на соответствующей территории. Главы администраций, в свою очередь, должны резюмировать эти сведения и передавать в ЦИК РСО–А для дальнейшего обобщения. "При этом установлена возможность представления в избирательную комиссию сведений об изменениях в Регистре в электронном виде, однако администрациями сведения передаются на бумажном носителе, – подчеркнула Ж. Моргоева. – Кроме того, сведения, необходимые для актуализации информации, содержащейся в Регистре, должны представляться главами администраций не реже одного раза в месяц".
Ж. Моргоева остановилась на проблеме существования адресов, по которым зарегистрировано большое количество избирателей, не являющихся членами одной семьи. Такие адреса выявлены во Владикавказе и других муниципалитетах республики. Исключение составляет Моздокский район. "Наличие столь большого количества лиц, зарегистрированных по одному адресу, при фактическом проживании по этому же адресу всего нескольких человек, существенно искажает статистику результатов выборов, особенно по вопросу явки", – сказала она.
Председатель Комитета по законодательству, законности и местному самоуправлению Парламента РСО–А Аслан Черчесов выступил на заседании с докладом "Об эффективности работы органов местного самоуправления по трудоустройству осужденных к обязательным работам". Эффективное использование органами местного самоуправления института обязательных работ является одним из резервов экономии бюджетных средств, что в текущих экономических условиях крайне актуально. Обязательные работы заключаются в выполнении лицами, которым такое наказание назначается в уголовном или административном порядке, бесплатных общественно полезных работ. Это благоустройство и озеленение улиц и площадей, погрузочно-разгрузочные работы, оформление общественных зданий и т.д. Результатом общественно полезных работ являются чистые и ухоженные общественные территории и, как следствие, экономия бюджетных средств, выделяемых на эти цели. Выездные заседания парламента, тем не менее, показали, что эффективность использования труда осужденных к обязательным работам крайне низкая. Как правило, администрации муниципалитетов ограничиваются формальным составлением списка объектов и определением вида работ. Конструктивное взаимодействие между органами местного самоуправления, УФСИН, УИН района и службы судебных приставов пока не налажено, – отметил докладчик.
Одной из важнейших задач органов государственной власти республики является сохранение и развитие осетинского языка. С докладом о расширении сети дошкольных образовательных учреждений, реализующих полилингвальную модель поликультурного образования, на совещании выступила научный сотрудник Центра поликультурного и полилингвального образования ГОУ "Институт истории и археологии РСО–А" Заира Бестаева. Работа по внедрению полилингвальной модели образования в республике началась в 2017–2018 учебном году. В настоящее время из 210 дошкольных образовательных учреждений республики по полилингвальной модели поликультурного образования работают 96. "Ожидаемым результатом данной модели обучения является личность, любящая свой народ, свой край, свою родину, свой язык, уважающая и принимающая ценности своего народа и других народов, готовая к участию в межэтническом диалоге, – подчеркнула докладчик. – Специфика модели в том, что дидактический материал представлен в триаде "Осетия – Россия – Мир".
З. Бестаева предложила органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, систематически проводить информационную работу с родителями о значимости полилингвальной модели поликультурного образования, проработать вопрос увеличения количества дошкольных учреждений, реализующих модель.
В обсуждении вопросов повестки дня участвовали глава АМС г. Владикавказа Вячеслав Мильдзихов, депутат Парламента РСО–А Руслан Цагараев, директор ГБУ РСО–А "Центр государственной кадастровой оценки" Алан Хетагуров и другие.
По всем вопросам, обсужденным на заседании, были приняты соответствующие постановления. В завершение заседания исполнительный директор правления Совета муниципальных образований РСО–А Борис Дзестелов вручил Почетную грамоту Координационного совета участников Соглашения о межмуниципальном сотрудничестве и взаимодействии между Советами муниципальных образований регионов Юга России главе АМС муниципального образования Пригородный район Руслану Есиеву за добросовестную работу, плодотворное межмуниципальное сотрудничество, значительный вклад в развитие самоуправления и укрепление межмуниципальных отношений. Главе Алагирского муниципального района Исламу Дзантиеву была объявлена благодарность Совета муниципальных образований РСО–А за плодотворный труд и весомый вклад в развитие местного самоуправления.
Фото Артура ЗАНГИЕВА