Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

Полвека мастерства и вдохновения

[F]В 2023 году Владикавказское художественное училище отмечает 50 лет со дня своего создания [/F]

"То, что появилось училище из ничего, с чистого листа, считаю чудом, – мы сидим в рабочем кабинете нынешнего директора ВХУ имени Азанбека Джанаева Аслана ХЕТАГУРОВА и пытаемся выделить из огромного исторического наследия самые главные темы, грамотно расставить акценты в преддверии значимого культурного события не только для Северной Осетии, а и для России, ибо наши виртуозы кисти и резца уже давно перешагнули границы республик и государств и заняли достойную нишу в мировом пространстве. – На тот момент у нас не было профессионального учреждения среднего уровня, где бы молодежь получала знания по живописи, художественному оформлению, декоративно-прикладному искусству для поступления в ведущие вузы страны. И вот энтузиасты- единомышленники, закончившие художественные академии в Москве и Ленинграде, вернулись в Осетию и вместе с минкультом решили открыть училище".

Энтузиасты-единомышленники – это выдающиеся мастера своего дела Эльбрус Саккаев, Шалва Бедоев, Заурбек Губаев, Михаил Дзбоев, Валерий Салиев и Зара Газданова, замечательный искусствовед и деятель осетинской культуры, выпускница Санкт-Петербургской академии художеств имени И. Репина, которая стала первым директором училища.

Владикавказское художественное училище основано в 1973 году. Его создание было обусловлено потребностями региона в профессиональных кадрах в области дизайна (художественного оформления), декоративно-прикладного искусства, преподавания изобразительного искусства в детских художественных школах, число которых существенно росло, а также в общеобразовательных школах и детских садах, кружках и студиях.

Главной целью создания училища было сохранение и развитие художественных традиций осетинского народа в русле отечественных и мировых общекультурных ценностей. Инициатива открытия этого учебного заведения принадлежит Солтану

Евгеньевичу Ужегову, являвшемуся в то время министром культуры Северной Осетии.

"Вопрос об открытии училища уже витал в воздухе, об этом не раз говорилось, – вспоминает Зара Газданова. – Солтан Евгеньевич вызвал меня, а я на тот момент только вернулась из Ставрополя, и озадачил: "Надо создавать училище". Не было ничего, но он не боялся, смело принимал решения. Я собрала ребят, мы подготовили необходимую документацию, начали работать. На первое время расположились в одном из помещений дворцы культуры "Электрон".

Именно Зара Темболатовна обозначила главные задачи в обучении и воспитании будущих художников, заложила основы атмосферы высокого творческого духа и художественного вкуса, профессионализма и трудолюбия, по сей день определяющей характер внутренней жизни училища, а также творческую и жизненную позицию его выпускников. Многие поколения выпускников училища обязаны ей знанием истории мирового, отечественного и национального искусства, неугасаемой любовью к искусству.

Среди основателей и первых преподавателей училища был преемник Зары Темболатовны, продолживший ее начинания и долгие годы возглавлявший училище Таймураз Сергеевич Гагоев, без малого четверть века совмещавший руководство училищем и педагогическую деятельность на отделении дизайна (художественного оформления), где он творчески вел самые сложные профессиональные дисциплины – композицию, промышленную графику и мастерские. В процессе обучения даже самые сложные вопросы и задачи объяснял легко, просто и ясно. Опыт и знания, приобретенные студентами на его занятиях, особенно по такому серьезному предмету, как композиция, запоминались на всю жизнь. Требовательный профессионал, он с пониманием и теплотой, доброжелательностью и юмором относился к студентам и коллективу училища, подчеркивая, что самыми важными являются не только профессионализм, но и человеческие качества художника. Бережно, с уважением и поддержкой относился к старшему поколению сотрудников. Всегда верил в творческий потенциал молодых педагогов и студентов. И не просто верил, а доверял им выполнение самых сложных профессиональных задач. Многочисленные ученики Таймураза Сергеевича работают сегодня в многоликом художественном пространстве России и мира в самых разных сферах визуального искусства и, конечно, дизайна. Знаковым явлением стало то, что по прошествии многих лет на руководящем посту его сменяет получивший высшее художественное образование в стенах Северо-Осенинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова, отделение изобразительного искусства, дизайнер и живописец Фидар Александрович Фидаров – первый выпускник училища, ставший его директором.

Выпускником училища, а также Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина является его нынешний директор – живописец-монументалист и мастер церковной живописи, потомственный художник Аслан Казбекович Хетагуров.

"То, что в училище за полвека было всего четыре директора, говорит о многом. Когда-то мы ставили своей задачей создать базу, условия для обучения и развития крепких профессиональных кадров. Так и получилось. Очень важно, что удалось сохранить традиции, настрой, удивительную атмосферу, и все это благодаря коллективу и директорам, которые всегда были людьми творческими", – отмечает Зара Газданова.

Основателями и первыми педагогами училища стали признанные и широко известные живописцы Шалва Евгеньевич Бедоев и Эльбрус Алексеевич Саккаев, обозначившие своим творчеством целую эпоху в истории осетинского искусства. Они внесли колоссальный вклад в утверждение базовых академических основ образовательного процесса в училище и обучение высокопрофессиональному художественному языку, определяли высокие творческие ориентиры будущих живописцев и педагогов, формировали постановочный фонд. Для действительного члена Российской академии художеств Шалвы Бедоева пребывание в качестве одного из первых преподавателей и организаторов творческого учебного заведения оказалось знаковым. Он стал основоположником высшего художественного образования в Осетии, создав и возглавив кафедру изобразительного искусства Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, которая впервые в республике стала готовить художников с высшим образованием.

Так сложилось, что большинство создателей училища составили выпускники ленинградских вузов. Дух творческой жизни Ленинграда – Петербурга – колыбели отечественного художественного образования – не только объединил молодых мастеров и наставников будущих художников, но и связал новорожденное училище с лучшими традициями отечественной и мировой художественной культуры. Его сохранение и развитие остается задачей нынешнего руководства и педагогического коллектива училища.

Знаменитый австрийский композитор и дирижер Густав Малер в свое время сказал, что традиция – это передача огня, а не поклонение пеплу. Для сохранения огня передаваемых из века в век лучших культурных и художественных достижений народа наряду с другими отделениями было создано отделение художественной обработки металла (ныне декоративно-прикладного искусства).

Здесь с момента основания на протяжении многих лет преподавал известный осетинский скульптор Михаил Николаевич Дзбоев, автор большого числа значительных для национальной и отечественной культуры монументальных и станковых произведений, сумевший сформировать в русле учебных образовательных целей и особенностей прикладного отделения мощный пласт практического освоения скульптуры. Он и сегодня принимает активное участие в творческой жизни училища. Среди его многочисленных воспитанников немало ставших известными замечательных скульпторов, творчество которых представляет серьезную и яркую тенденцию в современной осетинской, российской и, в частности, – московской скульптуре.

Одним из первых педагогов и основателей училища отделения художественной обработки металла был и замечательный художник-прикладник Валерий Андреевич Салиев, способствовавший полноценному освоению обучающимися всех тонкостей и возможностей торевтики.

Трудно представить основание и формирование в училище отделения художественного оформления без вклада известного осетинского архитектора Заурбека Хазбиевича Губаева, сыгравшего очень важную роль в обучении будущих специалистов в области дизайна, архитектуры малых форм и ландшафтных художественных проектов, прививавшего студентам целостное видение дизайнерских задач в контексте главного, лидирующего вида искусства – архитектуры, которому в итоге подчиняются все остальные виды.

С момента создания училища в основу системы обучения были положены лучшие традиции отечественного художественного образования. С самого начала и по настоящее время основной контингент преподавателей составляют выпускники старейших и самых престижных художественных вузов России – государственных академических институтов имени В. И Сурикова и имени И. Е. Репина, Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица и Российского государственного художественно-промышленного университета (художественно-промышленной академии) им. С. Г. Строганова.

Основополагающим методом профессионального обучения будущих художников в стенах училища является практическое овладение ими академическим фундаментом специальных знаний и навыков, а также углубленное изучение мирового культурного наследия параллельно с формированием индивидуального творческого видения и пластического мышления. Использование современных достижений в области технологий, материалов и способов обучения не исключает основного акцента в задаче творческого образования – развития образного художественного мышления как средства духовного освоения и преображения мира.

Главными задачами обучения, изначально и по сей день, являются:

– освоение высокопрофессионального художественного языка, основанного на лучших достижениях отечественного и мирового художественного опыта;

– овладение традиционными и самыми современными технологиями, материалами и приемами, необходимыми для практического воплощения творческого замысла, умение реализовать его в материале;

– развитие целостного самостоятельного композиционного мышления;

– воспитание мировоззрения будущих художников на основе общечеловеческих, духовно-нравственных гуманистических ценностей.

Училище возглавляли:

Зара Темболатовна Газданова с 1973 по 1985 год (с 1985 по 2000 -заместитель министра культуры РСО-Алания);

Таймураз Сергеевич Гагоев – с 1985 по 2009 год;

Фидар Александрович Фидаров – с 2009 по 2021 год;

Аслан Казбекович Хетагуров – возглавляет с 2021 года по настоящее время.

Профессиональное обучение во Владикавказском художественном училище осуществляется по трем специальностям углубленной подготовки: дизайн, живопись, деокративно- прикладное искусство и народные промыслы. На всех трех отделениях, независимо от специализации, обязательно преподаются: рисунок, живопись и специализированная композиция (проектирование), история искусств, скульптура, основы дизайна и шрифты, народный орнамент, черчение, педагогические основы преподавания творческих дисциплин (педагогика), психология, философия, а также учебно-методическое обеспечение учебного процесса (методика преподавания изобразительного искусства). Проводится педагогическая практика, что позволяет всем без исключения выпускникам трех отделений училища заниматься художественно-педагогической деятельностью.

Все поступившие в училище на базе 9-ти классов средней школы получают полное среднее образование, изучают соответствующие общеобразовательные дисциплины.

Создание в республике отделения дизайна (изначально именовавшегося отделением художественного оформления) было дальновидным и необходимым решением, поскольку это отделение готовит специалистов в области одной из самых актуальных и перспективных профессий, популярность и востребованность которой растет с каждым днем.

Формирование отделения с самого основания проходило при участии его ведущего преподавателя, профессионального дизайнера Таймураза Сергеевича Гагоева, окончившего факультет промышленного дизайна Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной (ныне Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица). Дипломной работой Таймураза Сергеевича был мотоцикл, который затем хранился в музее художественно-промышленной академии. Под руководством Таймураза Сергеевича, уже как преподавателя отделения дизайна училища, один из его талантливейших выпускников, Хетаг Цавкаев, в 1987 году в качестве дипломной работы сделал не просто дизайн-проект автомобиля, не имеющий аналогов в отечественном автопроме, а самую настоящую функциональную машину, на которой можно было ездить, не говоря уже о ее необычных форме, конструкции и стиле дизайна.

Обучение будущих дизайнеров нацелено на подготовку к самостоятельной творческой и практической деятельности в области художественного проектирования и функционально-художественной организации предметной среды, развитие неординарного образно-пластического мышления, сочетающегося со специальными знаниями. В том числе – знаниями основополагающей базы всех видов изобразительного искусства – законов так называемой "формальной композиции", основанных на имманентном чувстве гармонии и психологии визуального восприятия.

Отделение живописи является ядром системы обучения рисунку и живописи. Здесь готовят живописцев-станковистов и преподавателей изобразительного искусства. Обучение законам специализированной композиции имеет своей целью создание станковой картины, а в потенциале – и произведений монументальной живописи. В условиях мирового кризиса художественного языка, последним оплотом которого, а также его лучших достижений остается система академического художественного образования России, очень важно сохранять и развивать мировую художественную традицию. Ее освоение, развитие и обогащение остается главной задачей художественного образования нашей страны. Высокопрофессиональный художественный язык изобразительного искусства основывается на многовековом опыте классического наследия, в частности – на объемно-пространственной реалистической системе изображения, предполагающей: уравновешенную компоновку, адекватное изображение пропорций, объема, пространства, анатомических особенностей и пластики формы, гармоничное цветовое решение. Именно эту систему профессиональные художники осваивают в первую очередь в качестве базовой. Осознанное овладение реалистическим объемно-пространственным языком – главная, но не единственная задача обучения будущих художников. Оно позволяет легко переходить к силуэтно-плоскостным, декоративным, стилизованным и абстрактным решениям, где действуют все те же универсальные законы визуального восприятия.

"Изначально художественное училище называлось Оржоникидзевское, затем – Северо-Осетинское и, наконец, получило название – "Владикавказское художественное училище".

В 2013 году Владикавказскому художественному училищу было присвоено имя Азанбека Джанаева – одного из самых выдающихся мастеров осетинского искусства – графика, живописца, скульптора, режиссера,

художника-постановщика и художника по костюмам, участника Великой Отечественной войны, истинного универсала и гуманиста.

На отделении изучается предмет "Техника и технология живописи". Как и студенты других отделений, будущие живописцы осваивают и совершенствуют технику акварели, знакомятся с техниками гуаши и акрила, но основной техникой работы для них является масло. Помимо академических занятий в мастерской, они, как и студенты других отделений, должны обязательно писать этюды, в том числе – на пленэре, делать зарисовки и наброски с натуры, а также выполнять копии произведений старых и современных мастеров.

В процессе обучения студенты занимаются тщательным изучением натуры и овладевают профессиональными навыками ее изображения средствами рисунка и живописи, осваивают современную художественную практику, но, прежде всего, – опыт художественного классического наследия. Важно отметить, что на всех отделениях, и на этом в особенности, большое количество часов отводится изображению человека, в частности – обнаженной натуры, что является обязательным компонентом серьезного вузовского академического художественного образования. Может быть, и поэтому выпускники училища успешно проходят огромные конкурсы на вступительных экзаменах в лучшие творческие вузы России и, прежде всего, – в академические.

В связи с кадровыми потребностями это отделение под руководством Магреза Ильича Келехсаева подготовило и выпустило первых в республике собственных театральных художников.

Ведущими педагогами этого отделения всегда были одни из лучших живописцев республики – Шалва Бедоев, Эльбрус и Асланбек Саккаевы, Казбек Хетагуров и Юрий Дзантиев, Магрез Келехсаев, Юрий Абисалов, Олег Басаев, Таймураз Маргиев, Тимур Плиев, Алексей Филатов, Роберт Бердиев и другие мастера.

Сегодня, как и раньше, преподавателями основных специальных дисциплин на этом отделении являются ведущие осетинские мастера живописи, члены Союза художников России, заслуженные художники Российской Федерации и РСО–А, активные участники художественной жизни страны и нашей республики.

Изначально для сохранения самобытных традиций национальной торевтики было создано отделение со специализацией "Художественная обработка металла". Оно является профессиональной базой для освоения различных техник металлообработки и ювелирного дела. За период обучения студенты осваивают техники литья и ковки, чеканки, скани и филиграни, выколотки, а также зернь и чернение, гравировку и оксидировку, пропиловку, различные виды художественных эмалей и многое другое. Знакомятся с традиционными формами ювелирных и сувенирных изделий и придумывают новые. Большое внимание здесь уделяется занятиям скульптурой, ее видам, техникам и материалам, лепке с натуры, мелкой жанровой пластике, собственно, как и на специализации – "Художественная керамика", появившейся позднее для поддержки и развития этого вида прикладного искусства в республике.

Будущие художники-керамисты на практике изучают такие виды керамики, как терракота, гончарная керамика, майолика, шамот, чернолощеная и другие, а также способы декорирования этого древнего материала. Помимо разнообразных сосудов, круглой пластики и почти всех видов рельефа, здесь создают художественные керамические изделия и декоративные композиции различных форм и назначения.

Процесс формирования необходимых качеств художника-прикладника опирается здесь, как и на других отделениях, на изучение и осмысление классического художественного наследия в сочетании с постоянным поиском новых форм и неординарных образно-пластических решений.

Помимо выдающегося осетинского скульптора и одного из основателей училища Михаила Дзбоева, формированию отделения и преподавательской деятельности очень много сил отдали такие замечательные мастера и педагоги, знатоки своего дела и одаренные художники, как – основатель отделения Валерий Салиев ("ХОМ" и "Керамика"), незаурядно мыслящие ювелиры высочайшего уровня Борис Дзугкоев, Владимир Дряев и Заира Тебиева ("ХОМ").

Вообще, если говорить о преподавателях и выпускниках училища, потребуется не одна и не две статьи. За пятьдесят лет существования училища состоялось 46 выпусков. Очень многие выпускники являются сегодня членами Союза дизайнеров и Союза архитекторов Российской Федерации, а также Союза художников Российской Федерации, Северо-Осетинский филиал которого достойно возглавляет известный живописец, окончивший МГХИ им. В.И. Сурикова, выпускник и один из самых талантливых педагогов училища Таймураз Георгиевич Маргиев.

Значительное число выпускников получило высшее художественное образование, удостоено таких почетных званий, как "Заслуженный художник РСО–А", "Заслуженный художник Российской Федерации", "Заслуженный работник культуры Российской Федерации", "Заслуженный работник культуры РСО–А, "Заслуженный деятель искусств Российской Федерации", "Заслуженный деятель искусств РСО–А", а также золотых и серебряных медалей Российской академии художеств, Союза художников Российской Федерации и Творческого союза художников России (ТСХР).

Среди выпускников училища есть академики – действительные члены Российской академии художеств – создатели собственного стиля и композиционных концепций, выдающиеся живописцы Олег Басаев и Юрий Абисалов, а также живущий в Москве Харитон Ногаев. Таймураз Маргиев и скульптор Николай Дзукаев являются почетными членами Российской академии художеств.

Есть лауреаты Государственной премии Российской Федерации. Это возглавлявший творческое объединение "АРТ-ОС" Виктор Цаллагов – один из реставраторов Алагирского храма Вознесения Господня, и авторов Владикавказского мемориала славы, а также церковных и светских росписей в Осетии – и художница Виола Ходова – одареннейший живописец, создатель и руководитель уникального театра "Арвайдæн" ("Небесное зеркало"), автор подлинных шедевров театрального костюма, удостоенная также и престижной национальной театральной премии "Золотая маска". Множество имен – и за каждым беззаветная любовь к своему делу, талант и трудолюбие.

"И все же на первое место я бы поставил трудолюбие, – говорит Аслан Хетагуров. – У нас очень талантливая молодежь. Ребята приходят подготовленные, мотивированные, заряженные, иначе и быть не может: училище – профессиональное учреждение. Но конечный результат в большей степени зависит от самого студента. Тебе задают сделать 2–3 эскиза, а ты делай 10. Ты и твои руки – вот залог успеха. Быть художником – это не в контору ходить. Поэтому талант, трудолюбие и – удача, без нее тоже никак".

Юбилей – это не только подведение итогов, но и планы на будущее, а их много. Училище и его выпускники – это, без преувеличения и реверансов, национальное достояние. " Моя главная задача – сохранить коллектив. Вторая – материальная часть: построить мастерские, общежитие (оно необходимо), буфет, провести ремонт в основном корпусе, усилить техническую составляющую. Если ты один – ничего не сделаешь, пиши заявление и уходи. Но, слава богу, есть единомышленники", – отмечает Аслан Хетагуров.

…Мы идем по уютному внутреннему двору училища. Вот дипломная работа выпускника – скульптура Микеланджело, здесь другая – бюст Азанбека Джанаева. Вот студентка выкладывает на пороге корпуса мозаику, а неподалеку, в специальном помещении, разместилась керамическая печь, в которой и обжигали фигуру великого Микеланджело.

"Здесь будут просторные мастерские, наверху – общежитие. Обязательно сохраним зеленую зону", – поясняет по ходу директор, то и дело давая указания сотрудникам, отвечая на телефонные звонки. Училище активно готовится к выставке и торжествам в честь юбилея (они пройдут уже сегодня в Русском академическом театре имени Е. Вахтангова). Жизнь кипит, и это замечательно. От поколения к поколению передается огонь. Неугасимый огонь мастерства и вдохновения.

Автор: Тамара БУНТУРИ. Фото Татьяны ШЕХОДАНОВОЙ

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 2326

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика