Конечно, для каждого образовательного учреждения любая модернизация – это хорошо. Будь то новое оборудование, открытие профильных классов, грант или капитальная реконструкция. Мудрый и эффективный менеджер в кресле директора школы непременно сумеет организовать учебный процесс так, чтобы новшества пошли ему на пользу. Ведь какой мы представляем современную школу? Часть инфраструктуры большого спального района, большое светлое – внутри и снаружи – здание, классы, оснащенные удобной мебелью, передовым цифровым оборудованием, обновленные учебники истории, вдохновлённые своей работой педагоги и шумные, но заинтересованные в получении зданий дети. Идеальная картинка, не так ли?
Но современные школы могут быть и совсем другими…
Махческ
Здесь пахнет побелкой и… воспоминаниями! Ремонту в школе селения Махческ – несколько дней, а зданию – 126 лет! Тогда, в 1897 году здесь тоже были новые парты, доски, которые ждали первых штрихов мелом, а, главное, здесь были классы, полные веселых и любознательных малышей… Прошло больше века и вот, в 2023 году порог образовательного учреждения переступило всего три первоклассника…
Меняется время, политической строй, интересы поколений, но остается неизменным одно – школа была, есть и будет центром социально-культурной жизни в селах. Поэтому было так важно впервые за такое долгое время уделить этому образовательному учреждению внимание, причем капитальное. И не только ради тех 22 учеников, которые каждое утро съезжаются сюда со всего ущелья на школьном автобусе!
Представляете, насколько концентрированной должна быть мотивация педагогов, которым нужно – без скидок на число учащихся – полноценно готовиться к урокам, составлять учебные планы и продумывать занятие так, чтобы 40 минут удерживать внимание, порой, единственного школьника в классе! Тут, порой, и повышенная заработная плата с надбавками за работу в сельской местности не спасает… А вот созданные комфортные условия – спасли!
"Образовательный процесс меняется с каждым годом. Мы уже даже интегрировали в нашу жизнь искусственный интеллект! Но это довольно странно – рассказывать ребятам о том, как наши корабли бороздят просторы вселенной, когда вокруг атмосфера тех времен, о которых они прочтут только в книгах… Поэтому сейчас совершенно другие ощущения – и у нас, и у детей, и даже у родителей", - говорит учитель начальных классов ТеминаХадаева, которая после капремонта вернулась в родной кабинет.
Открылась тут и "Точка роста", которая полностью оправдывает свое название, играя роль таковой для ребят. И хоть немного приблизила учеников к тому единому уровню образования, о котором уже не первый год говорят с высоких трибун.
…Вокруг школы – невероятные виды горных массивов. Это живописное место, куда манит и туристов. Однако особую, непонятную жителям больших городов, нужность здесь почувствовали именно в прошлом году, когда в школе начался капитальный ремонт.
Суадаг
- Мама, мы вручали ленточки выпускникам, и мне не достался одиннадцатиклассник…
Малыш утер кулаком нос после торжественной линейки. Его детскую боль не понять никому, кроме учащихся сельских и горных сел. В этом году на празднике первого звонка очень даже оживленно – целых 6 первоклашек и 4 ученика 11 классов, готовых примерить на себя звание "выпускник".
Селение СуадагАлагирского района находится в относительной близости от столицы республики – около получаса на машине. Но эти тридцать минут делают жизнь в населенном пункте более размеренной и вместе с тем более суетливой: огород, домашний скот, самодельные сыры и всегда свежее молоко требуют постоянного участия хозяев. А в центре этих будничных хлопот – школа.
В расписании здешних педагогов всегда на несколько уроков больше, чем положено по стандарту: им ведь нужно еще научить собственных детей, как правильно доить корову, сушить сено и прививать яблони. Так что кругозор у ребятни уж точно пошире школьного учебника!
И у этой природной любознательности, заботливо поддерживаемой как родителями, так и учителями, теперь есть еще один вектор развития: центр образования естественно-научной направленности "Точка роста".
На официальном открытии в сентябре этого года говорили много: и о том, какие задачи ставит проект "Современная школа", и что эти центры – часть нацпроекта "Образование", и что они способствуют вовлечению учащихся и педагогов в проектную деятельность… Но это нужно нам – взрослым дядям и тетям, у которых отчеты и бюрократия. А дети – они другие: они ждали момента, когда им разрешат проверить работу робота-манипулятора и понажимать кнопочки на компьютере.
"Это точка роста не только для детей. Нам ведь нужно соответствовать этому современному оснащению, освоить его, чтобы учить ребят и показать им, что всё это – не что-то волшебное, а часть нынешних реалий, и из этого небольшого кабинета с колбами, проекторами и датчиками может начаться их большой путь к достижениям", - убеждены педагоги.
Цифровые лаборатории по физике, химии, биологии и экологии – пространство для исследований, для поиска ответов на разные "Почему?" и, конечно, еще одна причина захотеть ходить в школу.
… Мы, порой, забываем, почему маленькие дети так восторженно радуются снегу, утренней росе и грому. Так же, как почему-то не понимаем эмоции школьников с. Суадаг, которые впервые увидели настоящий микроскоп и воочию убедились, что клетки в организме – существуют!
Эпилог
В этой статье могло бы быть 44 пункта. А потом еще 50. Или более 200 – по числу "Точек роста" в Северной Осетии. И снова вопрос: что стоит за этими цифрами для самих школ?
Модернизация – она не на бумаге, в указах или в громких заголовках местных и федеральных СМИ. И она даже не в новой мебели или современном оборудовании, которое завезли в отремонтированные школы. Она начинается в головах – тех учителей, которые готовы отойти от привычного и годами наработанного шаблона. Которые готовы стать "колумбами" вместе со своими учениками. И у которых, наконец, появились возможности – не на бумаге.
Да, это тернистый путь. Особенно для педагога на периферии, который всегда был для своих сельчан передовиком, образцом всезнания и ориентиром. И у него просто нет права "отбыть" свои часы.
… А пока мы снова и снова говорим о новом уровне, на который должно выйти российское образование. И придумываем проекты, программы и изыскиваем средства на их реализацию. И просим наши подрастающие поколения смотреть в светлое будущее. Но это было сложно – через окно со старой, полупрогнившей деревянной рамой. Сейчас – иначе. И с педагогами тоже – иначе, если не уже, то будет. И современная школа – где бы она ни была – это, в первую очередь, осознание, а потом уже внешний антураж. Но и за последний мы, конечно, еще поборемся: ведь Северной Осетии одобрили заявку на те самые "еще 50 школ" на 2024-2026 годы.