Злодейское убийство русского князя Михаила произошло в 1318 году на территории крупнейшего городского и торгового центра средневековой Алании, находившегося на левом берегу Терека в районе нынешних Эльхотовских ворот. Название этого города было известно по древнерусским источникам как Дедяков (Тютяков), позднее – как Верхний Джулат (Татартуп)...
Родился князь Михаил в семье великого князя Ярослава Ярославовича – родного брата Александра Невского.
Мать Михаила – красавица Ксения – уже собиралась выйти замуж за отрока (младший член дружины князя – ред.) Григория, как вдруг ее увидел князь Ярослав и, плененный ее красотой, сам решил жениться на ней. А опечаленный отрок Григорий стал монахом и основал Отроч-Тверской монастырь.
Михаил, родившийся в конце 1272 года, своего отца в живых не застал – тот умер на обратном пути из Золотой Орды, отравленный медленнодействующим ядом.
В начале 1294 года тверской князь Михаил женился на дочери князя Дмитрия Ростовского Анне, в браке родилось пятеро детей: дочь Феодора и сыновья – Дмитрий, Александр, Константин и Василий.
В 1304 году умер великий князь Владимирский Андрей Александрович (сын Александра Невского). Для вступления в наследственные права князю Михаилу пришлось ехать в Орду к хану Тохте за ярлыком – документом на княжение. За тем же сюда явился, оспаривая первенство Твери, его двоюродный племянник – московский князь Юрий Данилович. Хан Тохта подтвердил права тверского князя на великое Владимирское княжение, где князь Михаил находился в течение 12 лет.
В 1315 году Михаил Тверской снова едет в Орду за подтверждением своих прав на Владимирское княжение – уже к новому хану Узбеку. К этому времени князь Юрий Данилович женился в Орде на сестре хана Кончака-Агафье и своими происками добился того, что право на княжение было отдано ему. Юрий Данилович возвратился на Русь с сопроводительным войском под предводительством татарского посла Кавгадыя.
Михаил Ярославович готов был уступить ему, чтобы избежать пролития русской крови, но московский князь вместе с татарским войском вторгся в тверскую землю и стал ее опустошать. В сорока верстах от Твери, у деревни Бортенево, состоялась битва, закончившаяся победой князя Михаила и разрушившая миф о непобедимости татаро-монгольского войска. Однако Орда не простила Михаилу Ярославовичу его победы. Князь Юрий и Кавгадый оклеветали Михаила, и хан Узбек потребовал, чтобы Михаил явился в Орду.
В 1318 году Михаил, чтобы не навлечь гибель на людей в своем княжестве и отвратить набег карательного войска, добровольно отправился в Орду, где в то время в качестве заложника уже находился его сын – Константин.
Простившись на берегу реки Нерли с супругой Анной и сыновьями Дмитрием и Александром, князь Михаил едет в Орду и встречается с ее представителями в устье Дона 6 сентября 1318 года.
Отсюда началось движение князя с ордынцами к месту его гибели – городу Дедякову, где хан приказал рассудить Михаила и Юрия. В числе судей были Кавгадый и ханские вельможи, подкупленные Юрием. Они осудили князя Михаила на смерть, после чего удалили от него слуг и надели на шею тяжелую колоду. В это время хан Узбек отправился на звериную ловлю на Терек, за ним тронулась и вся Орда. Повлекли вослед и князя Михаила с колодой на шее, доставлявшей ему тяжелые страдания. Несколько раз верные слуги предлагали Михаилу бегство в горы, наготове были быстрые кони и проводники. Князь же отвечал: "Всю жизнь не бегал я от врагов, если я один спасусь, а люди мои останутся в беде – какая мне слава? Нет, да будет воля Господня!"
Вечером 22 ноября 1318 года, когда было уже темно и холодно, злобный Кавгадый с князем Юрием спешились с коней в торгу и послали убийц к веже князя Михаила. Ворвавшись в вежу, они схватили князя Михаила за колоду, бывшую у него на шее, повергли на землю и стали бить его ногами нещадно. После чего один из них извлек нож, вонзил в ребра князя и, вращая, вырезал его сердце. Но поскольку вежа князя Михаила находилась вблизи людного места – торга, чтобы не привлекать внимание жителей Дедякова к совершенному злодеянию, тело убитого князя погрузили на телегу, привязав его веревками к доске, перевезли через реку Адежь и остановились в степи на ночь. Ночью два сторожа были приставлены охранять тело покойного, но сильный страх напал на них, и они убежали "в станы своя".
Рано утром сторожа возвратились и увидели чудо: к повозке была привязана только доска, а тело князя лежало отдельно, раной к земле, правая рука его была подложена под лицо, а левая находилась у раны на груди. Удивительно было и то, что в степи рыскало много зверей, но ни один из них не прикоснулся к останкам князя Михаила.
В ту же ночь многие видели, как два светлых облака осеняли то место, где находилось тело убитого князя, они то сходились, то расходились и сияли, как солнце. Утром люди говорили: "Князь Михаил – святой, он убит неповинно".
Когда тело князя Михаила привезли в Маджары, то местные христиане и купцы хотели поставить его гроб в храм, но им не разрешили это сделать, а положили тело в хлеву. В ту же ночь многие жители видели, что над хлевом поднимается огненный столп от земли до неба в виде креста, а днем над ним была видна радуга. (Позже на месте Маджар по указу императора Павла появился город Святой Крест, впоследствии переименованный в г. Буденновск. В 1884 г. на этом месте был построен Мамай-Маджарский мужской монастырь, разрушенный в послереволюционное время, а из его кирпича была построена больница, в которой банда Басаева в 1995 году удерживала в заложниках жителей Буденновска).
Тело Михаила Тверского первоначально было перевезено в Москву и погребено в церкви Спаса-на-Бору в Кремле. И лишь через год – 6 сентября 1319 года – оно было перенесено в Тверь и торжественно перезахоронено в построенном им же самим Спасском соборе. В 1549 году состоялось общецерковное прославление святого князя, а 24 ноября 1632 года были обретены его нетленные мощи.
Подвиг Михаила Тверского почитается повсеместно:
– в Твери ему посвящены храм, поклонный крест и памятник;
– в Тбилиси, Николаеве, Перми, Татарстане, Буденновске имеются храмы и часовни в его честь;
– в Киеве, в Абхазии, в Москве в Грановитой палате – фрески;
– в Санкт-Петербурге в Исаакиевском соборе, в Финляндии и Литве имеются иконы Михаила Тверского.
После событий в Буденновске группа спецназа ФСБ "Альфа" стала считать Михаила Тверского своим небесным покровителем, так как воины были уверены в том, что святой Михаил Тверской помог им спасти многих заложников и офицеров спецназа. Михаил Тверской является одним из четырех небесных покровителей Калмыкии…
В Северной Осетии, где произошли эти трагические события, к великому сожалению, наблюдается забвение Михаила Тверского – кавказского мученика и покровителя воинов, и даже жители близлежащего села Эльхотова ничего не знают о событиях, происходивших в XIII – XIV веках в "славном ясском городе Дедякове". Но так не должно быть! Было бы справедливо установить в Осетии день почитания кавказского мученика Михаила Тверского; в Эльхотовском храме устроить придел в честь этого великого святого; написать иконы св. благоверного князя Михаила для православных храмов Осетии.