3 декабря отмечается Международный день инвалидов. Это не просто праздник, это возможность лишний раз обратить внимание власти и общества на проблемы людей с ОВЗ, проинформировать о законных правах этой категории граждан по важным вопросам жизнедеятельности.
В частности, о медицинском обслуживании в республике. В этой сфере, к сожалению, еще много проблем, с которыми приходится сталкиваться гражданам, и особенно инвалидам.
Об этом в беседе с руководителем Комитета по противодействию коррупции и содействию безопасности по СКФО, курирующим направление социальной, правовой, поддержки и организации лечения граждан структурного подразделения СОРО ООО ВОИ Б.М. ГАБЕЕВЫМ:
– Батраз Муратович, какую информацию вы можете дать по проблемным вопросам организации медицинского обслуживания и по разъяснению прав людей с ограниченными возможностями здоровья и МГН, которая касается и всех граждан республики?
– Федеральным законом № 323 от 21.11.2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан РФ" установлены сроки по госпитализации в плановом порядке. До 30 суток дается на то, чтобы пациент был госпитализирован для получения специализированной медицинской помощи в пределах республики, а если это касается высокотехнологической медицинской помощи (ВМП), то срок ожидания не должен превышать двух месяцев. Если это невозможно по связанным нагрузкам очередности, то медучреждение должно предложить другие возможности получения ВМП.
– А как тогда получается, что пациенты месяцами, а то и годами стоят в ожидании своей очереди, особенно в клиниках федерального значения – клинике СОГМА и Северо-Кавказском многопрофильном медицинском центре?
– Потому что пациенты плохо знают правовые нормы здравоохранения, этим пользуются сотрудники медучреждений, которые неохотно, а иногда в грубой форме обращаются с пациентами и проявляют бездействие. А пациенты остаются в бесконечном ожидании, и тем самым нарушаются закон о сроках госпитализации и права пациентов.
– Почему приоритетное право на медицинское лечение в этих клиниках не имеют граждане нашей республики?
– Граждане нашей республики не имеют возможности получать медицинское лечение по хозрасчету в отличие от граждан соседних республик.
– Люди также жалуются на грубое отношение многих медицинских работников, так ли это?
– Бывает, что между сотрудником медучреждения и пациентом нет понимания, поэтому пациент вынужден обращаться в общественную организацию инвалидов. Также отсутствует оперативное взаимодействие с пациентом по приему к главврачу, особенно по экстренным случаям, вне зависимости от выходных дней.
– Однако же вам удается на федеральном уровне, минуя Минздрав республики, госпитализировать экстренных, неотложных и других плановых пациентов, что называется, одним звонком в Москву с последующим получением квоты на федеральном уровне?
– Здесь есть два пути. Первый путь – сверху, а второй – снизу. После того, как Минздравом РСО–А рекомендовано пациентам получение ВМП, сразу начинается реагирование во взаимодействии с федеральными медицинскими центрами, используя свои инструменты, опираясь на закон и права пациента. Для начала в федеральном центре создается квотный консилиум, выносится решение о последующей госпитализации, федеральный центр отправляет квотный талон в региональный Минздрав республики. В течение 10 минут вносится Минздравом республики в реестр по федеральному ассигнованию. Это и есть путь сверху.
А теперь о пути снизу, когда пациент, в случае тяжелого заболевания, должен обращаться в ЛПУ. Здесь через Минздрав республики формируется необходимый пакет документов для предоставления их в Минздрав РФ, откуда делается запрос в федеральные медицинские центры по профильным заболеваниям пациентов и согласовывается дата госпитализации, определяется маршрутизация лечения (т.е. дорожная карта). В большинстве таких случаев пациенты попадают в ситуацию, когда сроки ожидания бывают неопределенными.
– Люди с ограниченными возможностями здоровья, страдающие проблемами травмы и повреждения позвоночника, хотели бы иметь более прозрачную публичную информацию в СМИ о работе Республиканского центра реабилитации инвалидов и граждан пожилого возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата. У кого есть право на бесплатную реабилитацию, а для кого это платно?
Кроме того, есть большая проблема с обеспечением льготной категории граждан лекарственными препаратами. Несвоевременное оформление приводит к непопаданию в федеральный реестр для этой категории, особенно по 14 уже нозологиям. Дополнительно этот реестр не всегда пополняется в течение года.
– Фонду социального страхования, ныне в составе Пенсионного фонда РФ, нужно чаще информировать в СМИ как республиканского, так и районного значения, о правах людей с ОВЗ. К примеру, о том, что бесплатные путевки на санаторно-курортное лечение не через 3 года выдаются, а чаще. Или о том, что за самостоятельно приобретенное техническое средство положен возврат денежных средств, особенно это касается детей-инвалидов.
А медико-социальная экспертиза (МСЭ) не так страшна, как ее "малюют". Направительные документы из многих медицинских учреждений (поликлиник) с большим трудом подготавливаются для МСЭ, можно сказать, из-под палки, вместо того, чтобы подсказать пациенту все необходимые нюансы оформления. А такую форму, как МСЭ на дому, мало кто использует.
Многие ошибки медицинских учреждений приходится исправлять общественной организации инвалидов совместно с МСЭ.
Не должно быть реагирования сразу из Главного бюро, снизу должны поступать к ним направительные документы. Обновление ИГТРА бывает иногда принудительным, некоторые поликлиники неохотно это делают.
Одним словом, когда медицинский работник при должности игнорирует законодательство, позволяет себе и грубости, и унижения по отношению к пациентам, то ему нужно добровольно уходить из медицины.
Те или иные проблемы, возникающие в медицинском обслуживании, Общество инвалидов принимает на себя, прежде чем пойти дальше, являясь своего рода буфером между властью и населением, из числа людей с ограниченными возможностями здоровья.