[B]В этом году знаменитому Государственному академическому ансамблю танца "Алан" исполнилось 85 лет! Каждый юный артист в Осетии, будь то мальчишка или девчонка, начинающие свой путь в народных танцах, мечтают попасть в этот танцевальный коллектив. Я и сам в юношеские годы питал надежду стать частью этого уникального ансамбля. Однако эта статья не о великолепном ансамбле "Алан" и, конечно же, не обо мне, а о легендарном Казбеке ТОТОЕВЕ, заслуженном артисте СОАССР, лауреате Всемирного фестиваля молодежи и студентов, руководителе многих танцевальных коллективов, в том числе и ансамбля народного танца "Ираф".[/B]
Рассказывать о том, как плавно и безупречно он исполнял танец "Хонга" на носках, что его черкеска оставалась неподвижной – значит воскрешать древние легенды.
В объятиях совершенства, с изящной фигурой, словно из мрамора, и поразительной гибкостью он был на сцене нечто неповторимое, настоящий танцор, дарованный самим Богом, писали о нем в газетах.
Начало 1960-х годов стало временем, когда ансамбль "Алан" стал покорять сцены, и рядом с великими мастерами начали появляться новые молодые звезды: Зоя Гониева, Лиля Дзукаева, Хазби Дзабраев, Анатолий Боциев. Позже к ним присоединились Альбина Баева, Диляра Карсанова, Алик Хасиев, Нодар Плиев, Мурат Кануков, Хаджисмел Варзиев, Борис Есенов, Казбек Гариев, Галина Касаева, Светлана Агузарова, Ахсар Цахилов и наш герой – Казбек Тотоев.
В Осетии они стали кумирами для множества поколений. Казбек на протяжении долгих лет был одним из ведущих солистов в ансамбле "Алан". Рассказывают, как на всесоюзном фестивале Казбек танцевал грузинский танец "Картули". В тот же самый вечер выступал и грузинский коллектив под руководством знаменитого И. Сухишвили. Грузинский хореограф, потрясенный исполнением Казбека, не смог удержаться и позвал своих подопечных, чтобы они собственными глазами увидели, как должен быть исполнен этот танец.
Мастерству Казбека рукоплескали в шестидесятых годах прошлого века как в Советском Союзе, так и за рубежом. Он был неотразимым исполнителем осетинских танцев, ему аплодировали в более чем в двадцати странах мира, во всех регионах нашей необъятной страны. Казбек проявил себя не только как талантливый танцор, но и как мудрый наставник.
В 1982 году под его руководством в селении Чиколе при Доме культуры был создан ансамбль народного танца "Ираф", который многократно становился победителем республиканских конкурсов. За высокое мастерство и значительный вклад в развитие народного творчества и национальных традиций он был удостоен звания "Народный" в 1984 году.
Коллектив принимал участие в республиканских, всероссийских, межрегиональных и международных фестивалях, конкурсах, праздниках и мероприятиях по хореографическому искусству. Прекрасные танцы, исполняемые этим уникальным ансамблем, привлекали не только жителей Чиколы, но и ценителей из других районов Осетии. Немало поклонников было и у самого руководителя, артиста высшей категории, обаятельного, доброжелательного человека.
В 1987 году на международном фестивале, который проходил в городах Бурса и Самсун (Турция), ансамбль из небольшого села – Чикола был удостоен бронзового приза "Карагез". Осетинские танцоры смогли покорить сердца публики во многих городах СССР и за рубежом, став настоящими послами музыкального искусства своей маленькой родины.
К сожалению, жизнь Казбека Тотоева оборвалась в самом расцвете сил. Народный артист РСФСР Бибо Ватаев на митинге в день похорон, 4 апреля 1988 года, проникновенно сказал: "Трудно, очень трудно произнести слова об уходе из жизни всеми нами любимого Казбека, выхода на сцену которого мы всегда ждали с большим нетерпением. Он был гордостью не только чиколинцев, но и всей Осетии. Такие таланты, как мой дорогой Казбек, рождаются очень редко. Для нас он всегда будет живым, а его искусство непревзойденным".
Творчество Казбека Тотоева, благодаря своей удивительной красоте и глубине, восхищает и вдохновляет множество людей, оставляя неизгладимый след в их душах. Не зря говорят, что добрые дела и талант – это то, что превращает личность в легенду. Казбек Тотоев навсегда останется в памяти благодарных потомков и почитателей как человек, внесший бесценный вклад в развитие танцевального искусства родной Осетии.