В зале художественной литературы Национальной научной библиотеки Северной Осетии состоялась премьера проекта Георгия ЦИРИХОВА под названием "Буквы и кадры" и обсуждение пьесы Эжена Ионеско "Урок".
Сотрудники отдела к мероприятию подготовили книжную выставку с элементами инсталляции, на которой представили произведения автора и книги, рассказывающие о театре парадокса или абсурда.
Георгий ведет курс лекций в СОГУ по теме "История кино". А еще он – режиссер-постановщик пьесы "Урок" в камерном театре "ШКиТ"(директор Урузмаг Засеев).Это особое культурное пространство в нашем городе, хорошо знакомое многим театралам. В небольшом зале можно увидеть не только спектакли, но и посетить киноклуб, где по пятницам в камерной обстановке можно посмотреть интересное кино, а потом обсудить увиденное за чашечкой чая. Помимо этого в "ШКиТе" учат осетинским танцам всех желающих, несмотря на возраст. Еще одним достоянием "ШКиТа" является мужской хор: здесь по понедельникам и четвергам собираются мужчины и поют.
Теперь новой площадкой для обсуждения произведений разных авторов стал отдел художественной литературы ННБ. Коротко рассказав биографию писателя Э. Ионеско, Георгий остановился на таком понятии, как театр абсурда, или анти-театр. Драма абсурда – это тип современной драмы, в основе которого лежит идея тотального отчуждения человека в мире и социуме. Абсурдисты нападают на буржуазный мир, мир комфорта, атрибутов европейского благополучия, так как внятно осознают, что фашизация общества как раз и порождена чувством безудержного комфорта. Более того, важной оказывается мысль о том, что зло содержится в самом строе европейской культуры, в чувстве превосходства ее представителей над другими членами человеческого сообщества, в их неоколониальном мышлении, имперскости. Театр абсурда, как правило, разрушает веру в психологический театр, в психологические мотивировки, в обоснованность, мотивированность поведения персонажей, где распадается связь между словом и поступком. Это уже фактически сюрреализм, и мир, изображаемый в пьесах, не подлежит исправлению. Он и комичен, и страшен одновременно. Ионеско называл свои произведения "комическими драмами" и "фарсами". Он был уверен в том, что мир, который за каких-то два десятка лет забыл все ужасы одной войны и погрузился в хаос следующей, невозможно воспринимать всерьез, допуская наличие в нем созидательных начал, подчиняющихся логике.
На первый взгляд, в пьесе Ионеско поднимается проблема образования, отношений старших с младшими, "отцов" и "детей", учителя и ученика. Но потом на первый план выходит проблема морального насилия над учеником и невозможность учителем принять какие-либо новшества от ученика. Однако глубинный смысл пьесы состоит как раз в показе зрителям через образ главного героя – учителя – возрождение неонацизма с его философией превосходства над другими и вытекающей отсюда моралью: "Мне все можно. Я и есть Бог".
Читатели вместе с Георгием Цириховым и актрисой "ШКиТ" Орнелой Бясовой подробно разобрали образы персонажей пьесы "Урок", посмотрели тизер (видеоафишу) этой постановки в данном театре, а также фрагменты балета "Урок" в Большом театре, где главную партию исполнил Николай Цискаридзе (проект "Короли танца", 2007 год).
Разговор получился интересным, эмоциональным, злободневным. И вслед за Эженом Ионеско мы тоже можем повторить: "Я не перестаю поражаться всему тому, что нас окружает. Мне кажется, что люди существуют в бессмысленном мире. Как мы сюда попали? Почему на Земле больше зла, чем добра? Вот на этот вопрос, который я задаю себе всю жизнь, я так и не смог найти ответ".
Подготовила Наталья КУЛИЧЕНКО