Практика работы Общественной палаты Северной Осетии, как и всех региональных палат, убедительно свидетельствует о том, что институт общественного наблюдения стал неотъемлемой частью избирательного процесса, он интересен людям, нам доверяют, видят в нас надежных защитников обеспечения избирательных прав граждан. Прошедшие выборы показали, что российская избирательная система соответствует высоким стандартам и способна адаптироваться к любым вызовам времени.
В нашей республике сформирована инфраструктура общественного наблюдения, организован непрерывный образовательный процесс общественных наблюдателей. На площадке Общественной палаты РСО-А, в каждом муниципальном районе созданы общественные штабы из числа членов палаты, представителей юридического сообщества, средств массовой информации, некоммерческого сектора. Заключены соглашения о сотрудничестве в ходе электорального процесса с 20-ю общественными организациями и политическими партиями. Беспрецедентно открытый характер выборов обеспечил пул наблюдателей- более 1000 наблюдателей, назначенных кандидатами, политическими партиями и субъектами общественного контроля
Обучение наблюдателей провели преподаватели – члены Общественной палаты РСО-А, по специальной программе, разработанной ассоциацией "НОМ", емкой и интересной по содержанию, отражающей все тонкости наблюдения. Традиционно востребован "Золотой стандарт наблюдения", Российской Общественной палатой РФ.
В дни выборов в ЕДГ-2023 года на базе Общественной палаты Северной Осетии работал центр общественного наблюдения, была смонтирована видеостена, на мониторы которой транслировались кадры со всех избирательных участков. Участники избирательного процесса, партии, их региональные отделения, а также общественные наблюдатели и просто граждане имели возможность в режиме реального времени наблюдать за ходом голосования. Это позволило предупреждать возможные нарушения, либо вовремя их выявлять и принимать меры.
Отмечу, что наш общественный штаб по контролю за выборами с обновленным персональным составом (сформирована Общественная палата республики 7 созыва) и пятилетним опытом работы продолжил свою миссию на новом этапе развития независимого общественного наблюдения. Первое заседание состоялось 31 марта 2023 года, на последующих члены штаба и электоральные эксперты анализировали этапы избирательной кампании, осуществляли общественный контроль. В Единый день голосования 10 сентября прошло 20 избирательных кампаний по выборам в органы местного самоуправления в пяти муниципальных образованиях. Прямыми выборами избраны главы десяти сельских поселений, замещены 116 депутатских мандатов. Самая крупная избирательная кампания – выборы Собрания представителей Ирафского района. Местные выборы прошли в соответствии с конституционными нормами и принципами.
Весьма своевременно в России создан надежный законодательный механизм противодействия внешнему вмешательству в выборы, включая Федеральный Закон №255 "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием". Успешный опыт работы по мониторингу социальных сетей и средств массовой информации имеют ЦУРы, избиркомы, правоохранительные органы. Но максимальным ресурсом контроля, на мой взгляд, обладает все же институт общественных наблюдателей.
Экспертная оценка ценна как для организаторов избирательного процесса, так и для органов публичной власти и, конечно, для избирателей. Что касается армии наблюдателей, она достаточно масштабна и прирастает новыми участниками общественного наблюдения. Отмечу, что за пять минувших лет Общественная палата Северной Осетии подготовила 7 тысяч наблюдателей. Удалось сформировать единую платформу подготовки и делегирования общественных наблюдателей, выстроить систему экспертного и аналитического сопровождения деятельности этого института. В электоральном экспертном пуле представлены лидеры общественного мнения, политологи, их слово весомо и убедительно. Открытость и прозрачность всех этапов электорального цикла позволяют не допустить дискредитации выборов.
Представляет интерес анализ нашего общественного штаба по формированию нового состава участковых избирательных комиссии. На территории Северной Осетии сформированы участковые избирательные комиссии со сроком полномочий на ближайшие 5 лет. Из 332 участковых избирательных республики вновь сформированы 329 численностью 3466 человек. При этом 76,3 % (2645 человек) представлены в новые составы УИК от 15 политических партий – и это беспрецедентно высокий результат. Значительно расширено представительство молодежи в составах комиссий: молодые люди в возрасте до 35 лет составляют 19% членов УИК, это на порядок выше аналогичного показателя предыдущего состава.
Как положительный опыт члены Общественного штаба отметили привлечение к работе в участковых избирательных комиссиях студентов, членов молодежных избирательных комиссий. Комиссия СОГМА, например, полностью состоит из представителей студенческой молодежи. Это - перспективный подход.
Не менее актуально вовлечение молодых граждан в наблюдение за выборами. Интерес к участию в этой работе становится профилактикой вовлечения в протестную деятельность. Благодаря участию в общественном наблюдении молодые люди познают систему изнутри, убеждаясь в ее надежности. "Школа молодого наблюдателя" — проект, разработанный региональной палатой.
Повышение доверия избирателей к выборам остается одной из важнейших стратегических задач, на успешное решение которой нацелена Общественная палата Республики Северная Осетия-Алания и Общественный штаб по контролю и наблюдению за выборами.
Сегодня мы активно участвуем в главной избирательной кампании страны – выборах Президента Российской Федерации. Сформирован пул общественных наблюдателей, идут обучающие семинары. В декабре мы провели занятия с наблюдателями в трех муниципальных районах республики, 14 занятий состоятся в январе, а в эти дни члены Общественного штаба и эксперты ведут мониторинг первых этапов федеральной кампании.
Широкий общественный старт кампании дан на заседании Общественного штаба 18 декабря 2023 г. На расширенном заседании Совета Общественной палаты 22 декабря актуализированы задачи общественного наблюдения, отмечено, что законодательная база подготовки и проведения выборов Президента РФ представляет гражданам возможность реализовать права, предусмотренные Конституцией, главным из которых является право избирать и быть избранным.
На этих масштабных мероприятиях состоялось обсуждение Доклада Ассоциации НОМ "Отвечая на вызовы времени: подготовка к выборам Президента Российской Федерации 2024 года".
Стартовала масштабная и интересная работа. Ведь выборы Президента России – это важнейшее событие в общественно-политической жизни страны, участвуя в них, наши сограждане определяют курс развития страны на предстоящие шесть лет. Как отмечено в докладе Ассоциации НОМ, ключевыми условиями начавшейся выборной кампании являются четкие, непротиворечивые и понятные правовые требования для всех участников выборов, организационная готовность системы избирательных комиссий к их проведению, наличие удобных и безопасных электоральных технологий, обеспечивающих возможность участия избирателей в выборах, эффективная система контроля за соблюдением требований законодательства в ходе выборов, голосования и подсчета голосов.
Несмотря на то, что коллективный запад неизменен в своих происках дискредитации выборов, мы нацелены на работу по детальному сбору и анализу информации, поскольку именно нам, членам штаба, предстоит оперативно и аргументированно реагировать на разного рода фейки. Как важное направление нашей работы мы также отметили мониторинг готовности избирательных комиссий к проведению голосования. Важный вклад в процесс противодействия информационной агрессии может внести гражданское общество – общественные организации и эксперты, которые могут коллективными усилиями дать объективную и достоверную оценку хода избирательной кампании.
Сердечно поздравляю дорогих коллег и соратников с наступающим Новым 2024 годом! Пусть ваша мудрость, энергия, преданность избранной миссии принесут каждому из вас радость новых свершений для родной страны!
Нина ЧИПЛАКОВА,
председатель Общественной палаты Республики Северная Осетия-Алания, Председатель Общественного штаба по контролю и наблюдению за выборами Президента Российской Федерации