Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

Контролировать тарифы по-новому

[F]АКТУАЛЬНО Уходящий год для Федеральной антимонопольной службы выдался непростым[/F]

Рост цен в разных сегментах экономики и торговле вызвал необходимость реагирования на складывающуюся ситуацию. Как с ней удалось справиться в 2023 году? На этот и другие интересующие читателей "СО" вопросы отвечает руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по РСО–А Алан ПЛИЕВ.

– Алан Леванович, есть ли какие-то требования к определениям тарифов органами местного самоуправления на ЖКУ? И как они регулируются?

– Тарифы на жилищно-коммунальные услуги устанавливаются не органами местного самоуправления, а республиканским органом исполнительной власти: Региональной службой по тарифам РСО–А.

Требования к установлению тарифов, разумеется, есть, в каждой сфере (газо-, водо-, электроснабжение, вывоз ТКО, водоотведение и прочие) существует свой порядок их расчета и формирования.

Ключевым принципом при установлении тарифа является экономическая целесообразность: ежегодно все хозяйствующие субъекты (организации), осуществляющие регулируемую деятельность в сфере ЖКХ, обращаются в РСТ для получения тарифа на свою деятельность на следующий период. В свои расчеты каждый заявитель вносит плановые издержки, сопутствующие расходы, прогнозируемую прибыль, после чего правление РСТ на специальном заседании рассматривает заявку на ее соответствие законодательству, оценивает верность и добросовестность экономических показателей и либо принимает решение об установлении тарифа, либо отказывает.

До сих пор методическое сопровождение деятельности РСТ и надзор за принимаемыми правлением решениями осуществляла Федеральная антимонопольная служба на уровне своего центрального аппарата. Однако со следующего года при наличии жалоб от участников рынка или каких-то иных оснований проверку обоснованности решений органов тарифного регулирования будут осуществлять территориальные органы, в том числе и Северо-Осетинское УФАС России. Сейчас ответственные сотрудники проходят соответствующее обучение, к первым контрольно-надзорным мероприятиям и проверкам в отношении РСТ РСО–А мы приступим уже в январе 2024 года.

– В каких случаях УФАС ведет проверки в области установки цен на те или иные товары и услуги?

– Начиная с 1990 года, за исключением узкого перечня отраслей и сфер экономической деятельности (в основном это стратегические отрасли и ЖКХ), цены на товары и услуги в Российской Федерации являются нерегулируемыми, то есть установлен принцип свободного (рыночного) ценообразования. Иными словами, каждый хозяйствующий субъект вправе самостоятельно и произвольно устанавливать цены на реализуемые товары и услуги.

При этом поведение участников рынка также должно учитывать принципы добросовестности: во-первых, запрещены любые формы сговора или координации экономической деятельности. Иными словами, устанавливаемая цена может опираться на объективные факторы (спрос, предложение, прибыль и т.п.), а не быть результатом чьих-то договоренностей или антиконкурентного давления. И во-вторых, ценовая политика – завышение или занижение цены (демпинг) – не должна быть следствием доминирующего положения на рынке.

– Какие меры принимаются в случае необоснованного увеличения цены на товары и услуги путем сговора поставщиков или реализаторов?

– В случае необоснованного роста цен, который происходит при наличии признаков злоупотребления доминирующим положением или признаков антиконкурентного соглашения, возбуждается дело о нарушении антимонопольного законодательства, в ходе которого проходит разбирательство, рассматриваются доказательства, доводы и объяснения участников, проводятся проверки. В случае, если нарушение закона подтверждается, устанавливается круг лиц-нарушителей, в отношении которых в дальнейшем применяются административные взыскания в виде штрафов. Кроме того, материалы в отношении участников сговора направляются в органы внутренних дел и следствия для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

– Возможна ли корректировка цен в случае подтверждения после проверки себестоимости товаров или услуг отклонения от нормы прибыли и зафиксированного ранее рыночного ценообразования?

– С учетом сказанного отмечу, что корректировка цен возможна и неизбежна, если они были установлены в результате противоправных действий участников рынка. В иных случаях, когда цены формируются под воздействием факторов рынка, их корректировка в сторону снижения или повышения возможна только при изменении этих факторов: увеличение спроса или предложения, рост издержек или себестоимости, какие-то геополитические изменения (санкции, валютные колебания, открытие или закрытие границ и прочее).

– Что предпринимает антимонопольная служба для стабилизации цен на продовольственном рынке?

– Продовольственные продукты относятся к нерегулируемому ценовому рынку, и как уже было отмечено, стоимость на них формируется в основном за счет соотношения спроса и предложения и ряда других факторов (логистика, издержки и др.) Таким образом, у антимонопольной службы, как и у любого иного государственного органа, отсутствует возможность прямого регулирования цен. Наша задача состоит в регулярном мониторинге и сборе информации о ценовых колебаниях и жалобах с тем чтобы, получая подобные сигналы, ФАС и иные структуры Правительства РФ могли своевременно принимать комплексные меры по нормализации ситуации.

Вместе с тем в ходе этого мониторинга в каждом отдельном случае ситуация анализируется на наличие признаков антимонопольного нарушения. Если имеют место противоправные действия участников рынка (сговор, злоупотребление доминирующим положением), то возбуждаются дела о нарушении антимонопольного законодательства.

– Какие законодательные изменения, на ваш взгляд, необходимы для развития конкуренции?

– Анализ действующего законодательства РФ и правоприменительной практики в целом не выявляет пробелы, оказывающие сколько-нибудь значимое негативное влияние на развитие конкуренции. Участники рассматриваемых правоотношений снабжены всем необходимым инструментарием для соблюдения требований антимонопольного законодательства.

– Какие рекомендации вы могли бы дать бизнесу, опираясь на практику УФАС?

– Основная рекомендация и пожелания: работать законно, открыто и добросовестно. Помнить о том, что все мы должны действовать не только в собственных интересах, но и во благо нашего государства и общества.

Автор: Сергей СУАНОВ

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 234

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика