Кажется, совсем недавно верстался план работ на дорогах Северной Осетии в 2023 году, а уже пришло время подвести итоги того, что сделано за прошедший год, оценить изменения, которые произошли на региональных и межмуниципальных трассах, а также на улицах Владикавказской городской агломерации.
За годы реализации национального проекта "Безопасные качественные дороги" ("БКД") во всех районах нашей республики было отремонтировано, реконструировано и построено более 440 км дорог, в том числе во Владикавказской агломерации – более 154 км дорог и улиц.
В 2023 году в целях достижения показателей федеральных проектов, реализуемых в рамках двух национальных проектов ("Безопасные качественные дороги" и "Туризм и индустрия гостеприимства"), в сфере дорожного хозяйства осуществлены мероприятия трех региональных проектов: "Региональная и местная дорожная сеть", "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства" и "Развитие туристической инфраструктуры".
Дороги и искусственные сооружения на них – часть "кровеносной системы экономики", и от того, как идут их совершенствование и развитие, зависят темпы роста экономики республики, да и будущее страны в целом. От того, насколько обустроены улицы городов и поселков, дороги, соединяющие соседние селения и ведущие в самые отдаленные уголки республики, зависит настроение, а порой и жизнь, каждого человека.
Как и в прошлые годы, были продолжены работы по совершенствованию дорожной инфраструктуры главной региональной дороги республики – "Владикавказ – Ардон – Чикола – Лескен-2". В этом году на ней появилось сразу несколько новых объектов, которые сделали дорогу более комфортной и безопасной.
В ноябре 2023 года – на 2 месяца раньше намеченного срока – введен в эксплуатацию восьмикилометровый участок дороги "Обход с.Чиколы", который освободил от транзитного транспорта улицы райцентра и напрямую связал региональную трассу с дорогой "Чикола – Мацута – Комы-Арт".
Строительство новых, реконструкция и обустройство существовавших участков дороги и искусственных сооружений на ней уже принесли значительные результаты: поток туристов в высокогорное Дигорское ущелье, где сегодня работает около 10 турбаз, за прошедший год увеличился в несколько раз.
Интенсивность движения по дороге "Владикавказ – Ардон – Чикола – Лескен-2" возрастает из года в год, а это требует постоянного внимания дорожников к состоянию дорожного полотна и искусственных сооружений, всех прочих элементов обустройства, которые обеспечивают безопасность дорожного движения.
Самым отрицательным образом на состояние дорожного полотна влияет проезд по дорогам транспортных средств, перегруженных сверх нормы. Это приводит к появлению колейности на дорогах. Для контроля весовых и габаритных параметров грузового транспорта на 33-м км дороги в сентябре текущего года появился первый в республике пункт весогабаритного контроля (АПВГК), который в автоматическом режиме проверяет, соответствует ли транспортное средство нормам по габаритам, массе и нагрузке на ость.
После двух лет работы сдан в эксплуатацию важный для повышения уровня безопасности дорожного движения объект капитального ремонта – "2-я очередь объезда г. Дигоры" протяженностью 3,4 км. Вместе с участком 1-й очереди длиной около 4,5 км эта новая трасса позволила вывести за пределы райцентра более 5 тысяч единиц транзитного транспорта, улучшить экологическую обстановку в городе, снизив риски возникновения ДТП на городских улицах.
В рамках нацпроекта "Безопасные качественные дороги" в последние несколько лет дорожники Осетии проводят большие объемы работ по ремонту и реконструкции дорог, ведущих к туристическим объектам в горных районах республики.
Самый крупный туристический проект – строительство всесезонного туристско-рекреационного комплекса "Мамисон".
В конце 2023 г. успешно завершены работы по реконструкции первого участка дороги к Мамисону – от автомагистрали "Транскам" к тоннелю и далее – к мосту у села Нижний Зарамаг общей протяженностью 3,354 км. Работы по строительству 14-километрового участка дороги – от моста до комплекса "Мамисон", начатые в 2022-м, планируется завершить в конце 2024 г.
Благодаря реконструкции дороги "Чикола – Мацута – Комы-Арт" у автомобилистов уже появилась возможность комфортно проехать до самого верхнего туристического объекта ущелья не только на внедорожниках, но и на легковых машинах. В нынешнем году началась реконструкция дороги, ведущей в ущелье по резервному маршруту – от автодороги "Транскам" до села Мацута через В. Згид. На участке длиной 5,5 км строятся подпорные стены, которые защитят от обвалов и сделают безопасной эту высокогорную дорогу.
В рамках программы развития туристической инфраструктуры республики в нынешнем году реконструированы мост длиной 27 м на 20-м км автодороги "Дзуарикау – Фиагдон – Хилак", ведущей к туристическим объектам в Куртатинском ущелье, и мост через реку Саурдон (49 пог. м) на дороге, ведущей от г. Дигоры к минеральным источникам.
Реконструкция и замена мостов на региональных и межмуниципальных дорогах республики – особая программа, которой в последние годы уделяется большое внимание. За годы реализации нацпроекта "БКД" на дорогах Осетии было реконструировано около 30 мостов, простоявших на трассах по 50 – 70 лет. Сегодня это надежные и безопасные искусственные сооружения, которые отвечают современным требованиям по всем техническим параметрам. В этом году помимо уже упомянутых реконструированы два моста на дороге "Алагир – Црау – Урсдон" и мост через реку Ардон на дороге, ведущей от федеральной трассы "Транскам" к высокогорному селению Архон.
Нацпроект "Безопасные качественные дороги" позволил ежегодно проводить ремонт межмуниципальных дорог, что значительно улучшило транспортную связь между населенными пунктами, снизило стоимость грузоперевозок и транспортную нагрузку на основные региональные и федеральные трассы. Обновились подъезды к населенным пунктам и участки дорог, проходящих по ним. В нынешнем году отремонтированы дороги "Суадаг – Ногкау" (3,6 км), "Луковская – Садовый" (11,6 км), "Чикола – Ср. Урух" (1,2 км), подъезд к с. Раздзогу (2,73 км), объезд с. Синдзикау (4,05 км). Отремонтированы участки от с. Заманкула к с. Старый Батакоюрт (4,8 км) и от трассы "Кавказ" к с. Ольгинскому (1,6 км).
Обновились и участки региональных дорог, проходящих через Моздокский район: участок дороги "Моздок – Чермен – Владикавказ" (1,0 км) и "Ставрополь – Прохладный – Моздок – Кизляр – Крайновка" (4,0 км).
В рамках нацпроекта "БКД" за 2019 – 2023 гг. отремонтировано более 150 километров на улицах Владикавказской городской агломерации.
На 2-километровом участке улицы Трассовой, о ремонте которой многократно писали жители района, дорожники укрепили основание дороги, устроили тротуары, провели искусственное освещение, уложили новое асфальтобетонное покрытие. На улицах Весенней, Коцоева, Магкаева отремонтированы участки протяженностью более 1 км.
Всего в нынешнем году дорожниками отремонтировано во Владикавказе более 15 км улиц.
Контроль за проведением работ и приемка объектов проводились с участием активистов Общероссийского народного фронта. В результате качество работ на объектах повысилось, в частности, были исправлены и сделаны более удобными пандусы для маломобильных групп граждан на съездах с тротуаров на пешеходные переходы.
Дорожные организации выполняют большой объем работ по обустройству дорог и улиц агломерации. В нынешнем году помимо АПВГК на дорогах появилось свыше 20 камер фото-, видеофиксации нарушений Правил дорожного движения, на трассах и в населенных пунктах в соответствии с современными нормативами устроены пешеходные переходы, для удобства пассажиров вдоль дорог обустроены остановки общественного транспорта.
Дорожная отрасль стала одним из локомотивов роста и развития экономики республики в целом. Результаты проделанной работы заметны жителям. Но сколько бы ни было сделано, дорожники понимают, что предстоит сделать еще больше, они не имеют права остановиться в работе на дорогах хотя бы на миг.
Уже сейчас, в зимний период, определены основные направления работы в следующем году. Будут продолжены работы на объектах, начатых в нынешнем году, и новых, включенных в план, в том числе по реконструкции моста через Терек у с. Ногира.