Глава РСО–А Сергей МЕНЯЙЛО принял участие в заседании Государственного Совета, которое было посвящено итогам Года педагога и наставника. Мероприятие провел Президент Российской Федерации Владимир ПУТИН в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца.
Участники встречи обсудили актуальные проблемы института наставничества и меры по укреплению роли учителя и повышению престижа этой профессии в стране. С докладами выступили министр просвещения Сергей Кравцов и председатель комиссии Госсовета по направлению "Образование", губернатор Севастополя Михаил Развожаев.
Открывая заседание, Президент Российской Федерации выразил слова признательности в адрес всех, кто посвящает свою жизнь становлению новых поколений граждан страны, а также призвал участников мероприятия, среди которых – учителя, воспитатели, сотрудники отечественных предприятий, ждущих кадры, вместе обсудить меры по развитию широкого движения наставников.
Как отметил Владимир Путин, сейчас в эту работу включаются граждане всех возрастов и профессий: состоявшиеся специалисты, студенты и даже школьники, участники Всероссийского движения детей и молодежи, военнослужащие, ветераны боевых действий, волонтеры и предприниматели.
– Сегодня мы возвращаемся к традициям, берем все самое лучшее, чем гордились и дореволюционная, и советская системы образования. Восстанавливаем воспитательную, ценностную составляющую в школах, вузах, техникумах и колледжах. Для нашего суверенитета это так же важно, как и повышение качества преподавания, внедрение в образовательный процесс передовых технологий. И, безусловно, важнейший вопрос здесь – это улучшение условий труда педагогов. В этой связи отмечу, что в текущем году принят ряд законодательных решений, направленных на защиту прав учителя. Также расширились география и охват педагогических форумов, конкурсов профессионального мастерства, а значит, и возможности для обмена идеями и наработками педагогов по всей стране, – сказал президент.
Среди крайне важных вопросов глава государства отметил реализацию на местах всех предпринимаемых и намечаемых мер, призвав вместе с учителями, родительским сообществом искать действенные решения существующих проблем, в том числе и те, которые помогут снять с учителей непрофильную нагрузку, четко очертить круг обязанностей классных руководителей, привлекать и сохранять в системе образования молодых, энергичных, творческих людей, выпускников профильных вузов. И здесь, по словам президента, важны все факторы, включая наставничество, содействие со стороны старших коллег и, конечно, адресные меры поддержки.
Еще один важнейший вопрос – совершенствование системы оплаты труда. Президент напомнил, что в 2012 году было принято решение об увеличении средней зарплаты педагогов до уровня среднемесячного дохода по трудовой деятельности в конкретном регионе. Эта мера сыграла заметную роль в повышении статуса учительского труда.
– Вместе с тем нужно совершенствовать, делать более справедливыми механизмы оплаты труда педагогов. И прежде всего – заметно увеличить доходы учителей в тех регионах, где они сейчас существенно ниже, чем в среднем по стране, – подчеркнул Владимир Путин.
Касательно вопроса воспитательной работы было отмечено, что она не должна быть ограничена рамками школы. Для этого нужно сформировать целостную систему наставничества для детей и молодежи, задействовать потенциал "Сириуса", платформы "Россия – страна возможностей", "Движения детей и молодежи", активно подключать и ветеранов боевых действий.
Особое внимание глава государства обратил на поддержку воспитанников детских домов, поручив настроить механизмы их профессионального обучения и последующего трудоустройства. Кроме того, посмотреть, какое содействие необходимо некоммерческим организациям, волонтерам, людям, которые добровольно берут на себя миссию наставников, помогают детям, подросткам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
Отдельной темой прозвучала и необходимость укрепления системы наставничества, которая играет важнейшую роль в развитии промышленного, кадрового технологического потенциала России.
– Подчеркну, наставничество для отечественной экономики – новое качество роста, сокращение издержек, повышение производительности труда, а это, как всем известно – ключевой элемент развития страны в целом. Это подготовка квалифицированных кадров, которые сейчас критически необходимы нашим предприятиям. Об этом, здесь коллеги из регионов знают, говорят по всей стране все наши структуры. Для каждого человека опытный наставник – это возможность повышать свои компетенции, решать более сложные задачи, а значит, претендовать на более высокую оплату труда. В этом смысле наставничество – важнейший фактор формирования экономики высоких заработных плат, повышения благосостояния наших граждан, российских семей, – выразил уверенность президент.
Кроме того, Владимир Путин сакцентировал внимание на необходимость возобновить подготовку мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин, в том числе в инженерно-технических вузах, с привлечением настоящих практиков с производства. Учебные курсы и модули по наставничеству, изучение лучших практик в связи с этим должны быть включены в программы повышения квалификации не только работников реального сектора экономики, но и учителей, врачей, управленцев, которые работают на предприятиях, в регионах и муниципалитетах.
– Вместе с педагогами и сотрудниками отечественных предприятий, нуждающихся в новых кадрах, сегодня обсудили, что нужно дополнительно сделать для развития наставнического движения. Владимир Владимирович особо подчеркнул, что звание "наставник" должно звучать гордо! Президент также предложил учредить ежегодную премию "Наставник года". И поставил задачу перед главами регионов: предпринять конкретные шаги для повышения престижа и статуса наставников. Будем работать в этом направлении! – прокомментировал по итогам заседания Госсовета Сергей Меняйло.