В прошлом месяце "СО" рассказала о борьбе МВД республики с преступлениями против финансовых прав граждан и пообещала развить тему. Сегодня мы публикуем новую беседу корреспондента газеты с начальником отдела УУР МВД РСО–А по противодействию преступлениям в названной сфере подполковником Тельманом БАДОЕВЫМ.
– Тельман Викторович, мы рады нашей новой встрече, потому что преступления в сфере личных финансов с каждым днем становятся все более актуальной темой. Спасибо вам за готовность продолжить ее!
– Не за что! Стоять на страже прав и интересов сограждан – наша работа! Кроме того, главное слово в названии нашего отдела – "противодействие"преступлениям в названной сфере, а это подразумевает тесное сотрудничество с жителями республики.
– Для начала давайте подкрепим актуальность темы конкретными цифрами!
– За неполный уходящий год нами зарегистрировано свыше полутора тысяч преступлений по незаконному изъятию финансовых средств у жителей республики на общую сумму около 250 млн руб. В среднем в день в сети мошенников попадают 4-5 человек. Сумм ущерба на человека составляет от 5 тыс. до 9 млн руб.!
Прирост числа преступлений ежемесячно составил 3,2%. Количественно это немного, но в денежном выражении сумма ущерба выросла значительно, а это уже заметно!
– Какие преступные схемы наиболее массовы сегодня?
– По нашим оценкам, наиболее частыми и значительными по сумме ущерба являются звонки о несуществующих проблемах с накоплениями граждан или якобы незаконной выдачей кредитов на их имя.
Сообщать вам об этом могут якобы сотрудники банков или даже правоохранительных органов. Их задача – посеять панику в собеседнике, жертве обмана, и принудить его совершить ряд действий, чтобы передать мошенникам свои сбережения или даже деньги, срочно взятые в кредит в банке.
– Как мошенники ухитряются склонить людей к этому?
– Во-первых, они сеют панику тем, что объявляют потенциальной жертве об угрозе или даже совершенном преступлении против их накоплений. Якобы злоумышленники сняли или пытались их снять или оформили, пытались оформить кредит на ваше имя.
Во-вторых, преступники тут же втираются к вам в доверие, прикрываясь государственными или банковскими должностями, а также заботой о сохранности ваших средств. Поэтому они представляются следователями МВД, ФСБ, менеджерами банков, рассказывают об "угрозе" вашим интересам, а затем указывают, что вам делать.
– Как в такое можно поверить?
– Легко внушаемые и не готовые к подобной ситуации люди впадают в панику и забывают о самых простых мерах предосторожности.
Мошенники также прекрасно знают тонкости человеческого поведения в таких ситуациях, постоянно держат его "на крючке", подгоняя дальнейшими инструкциями, пока жертва не опомнилась и не передумала.
Например, они требуют ни за что не прерывать разговор, не передавать его содержание банковским сотрудникам и даже вызвать вам такси от дома до банка!
Слыша все происходящее по телефону, для достижения своих преступных намерений преступники дают новые указания, соответствующие развитию ситуации.
– А можно привести конкретные примеры?
– Мошенник – "сотрудник вашего банка" сообщает вам, что ваши счета заблокированы ввиду того, что неизвестные пытались снять деньги с вашей банковской карты или оформили кредит. Теперь для защиты средств вам надо переложить их на другой счет.
Чтобы вы поверили в опасность ситуации, он также сообщает, что сейчас вам перезвонит сотрудник МВД (ФСБ) и подтвердит все сказанное.
Поступают мошенники и наоборот: сначала звонит "сотрудник МВД" и сообщает о проблеме, а затем, по его словам, жертва обмана должна поступить по инструкции звонящего следом "сотрудника банка".
При этом мошенники могут подделывать номера телефонов под ведомственные и банковские, в том числе короткие – 900, 1000 и так далее, что убеждает людей в правдивости происходящего.
– Что происходит дальше?
– Преступники требуют перевести ваши средства через банкомат со своей карты на карту, номер которой они вам диктуют. Или сначала снять свои средства, а потом их положить на другую карту, и даже снять свои средства непосредственно в банке, не говоря его сотруднику, что вы действуете по их инструкции.
По их словам, это делается потому, что сотрудник банка как раз и является мошенником, угрожающим вашим сбережениям!
Отдельная история – это когда жертву заставляют взять в банке кредит под тем предлогом, что кредит на такую же сумму кто-то уже взял на их имя. А новый кредит – "зеркальный" якобы аннулирует предыдущий – "мошеннический".
– Но это же полный абсурд!
– Представьте, такая схема обмана работает! Буквально на днях по ней одна жертва взяла 2,5 млн руб., военнослужащий в течение трех дней набрал кредитов на 3,1 млн, а предприниматель – на 3,7 млн!
– Какие меры принимаются для нейтрализации действий мошенников?
– Я разделю их на две категории: со стороны банков и по линии МВД. Банки усилили контроль выдачи кредитов и перевода средств. Клиентов предупреждают об угрозе мошенничества, убеждаются, что клиенты не действуют под их давлением.
Кредиты выдаются с некоторой задержкой для того, чтобы клиент еще раз обдумал свое решение, и малыми частями. Чтобы клиент необдуманно не перевел мошенникам всю крупную сумму сразу, внесение средств также доступно малыми частями.
Что касается мер по нашей линии, то это – большая профилактическая работа и, конечно, поиск и поимка преступников. Так, за год сотрудники всех служб МВД раздали более 440 тыс. памяток жителям республики, провели с ними тысячи встреч для раскрытиядействий мошенников.
Подобная информация постоянно размещается в СМИ республики, на сайтах государственных и муниципальных органов власти, на информационных стендах.
Что касается розыскной работы, то с начала текущего года возбуждено 1432 дела о хищении денежных средств с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. В судебные органы направлено 248 уголовных дел.
– А какие меры предосторожности посоветовали бы людям вы?
– Не отвечайте на незнакомые номера! Отключайте телефон сразу же, как только звонящий представляется сотрудником МВД или банка. Это мошенники, потому что настоящие сотрудники правоохранительных органов и финансовых организаций не звонят гражданам!
Если же вам все-таки успели сообщить о некой проблеме, и она вас взволновала, прервите разговор, а затем сами перезвоните в банк или на 02. Там вам подскажут, что делать.
Уважаемые жители республики! Поздравляю вас с Новым годом! Хочу пожелать от имени всех моих коллег спокойствия и благополучия. Также не теряйте выдержки в нештатных ситуациях и не становитесь легкой добычей мошенников!