[F]ДЕНЬ ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ В Моздоке прошли мероприятия, посвященные авиаторам – защитникам Отечества[/F]
День дальней авиации в Моздоке обрел устойчивые ратные традиции и имеет четкие воинские и авиационные ритуалы. Местное отделение Всероссийской общественной организации ветеранов "Боевое братство", большинство членов которого – выходцы 182-го гвардейского Севастопольско-Берлинского тяжелого бомбардировочного Краснознаменного авиационного полка дальней авиации, строго и ревностно чтет ратные наказы ветеранов-авиаторов.
Так, в рамках проекта "Вечная память – защитникам Отечества!" в г. Моздоке на мемориале летчиков, погибших при исполнении обязанностей военной службы в годы "холодной
войны", ветераны местного отделения "Боевого братства" в день катастрофы гвардии майора Бугаева почтили память экипажа. Ветераны вспомнили события того дня.
Подходил к концу 1987-й – очередной год "холодной войны". В 182-м гвардейском Севастопольско-Берлинском тяжелом бомбардировочном Краснознаменном авиационном полку, что дислоцировался тогда в г. Моздоке Северной Осетии, шла напряженная боевая учеба. Погода 24 декабря была нелетная, как потом определили метеорологи, шел ледяной дождь – это когда с неба падает вода, а "дворники" с лобового стекла смахивают уже льдинки. В общем, обледенение страшнейшее! Но именно такая погода и нужна была гвардейским экипажам для поддержания боевой готовности и натренированности. Чтобы любой экипаж полка в любую погоду мог выполнить боевую задачу. Шла "холодная война", а потому и летали с полной отдачей на пределе человеческих возможностей и авиатехники.
Самолет Ту-95К с экипажем гвардии майора Бугаева выполнял учебную задачу. После набора высоты круга при полете от 2-го к 3-му развороту на скорости 400 км/ч старший техник корабля доложил командиру о срабатывании сигнализации об обледенении самолета и по его команде включил противообледенительную систему двигателей и винтов. При этом за несколько секунд последовательно выключились 2-й, 3-й, 4-й двигатели с автоматическим флюгированием винтов. Командир экипажа доложил о случившемся руководителю полетов и приказал экипажу немедленно покинуть самолет. Пять из восьми членов экипажа благополучно приземлились на парашютах (второй штурман, старший бортовой техник, старший воздушный стрелок-радист, командир огневых установок, воздушный стрелок-радист). Летчики (командир корабля Александр Бугаев и его помощник Геннадий Жильцов, штурман Александр Артемов) продолжили пилотировать самолет с одним работающим внешним двигателем. Выпустив шасси и включив посадочные фары, они отвернули многотонную машину от Моздока и пытались выполнить вынужденную посадку вне аэродрома. Приземление произошло на вспаханное поле с большой верительной скоростью на основные стойки шасси с последующим отделением, повторным приземлением и разрушением самолета. Командир корабля, помощник и штурман погибли.
Экипаж до конца исполнил свой долг, не бросил многотонную машину в моздокском небе, чем, безусловно, предотвратил большую трагедию. К сожалению, тогдашняя ситуация в стране, говорят нынешние ветераны авиации, не позволила по достоинству оценить подвиг авиаторов. И за проявленный героизм экипаж гвардии майора А.П. Бугаева до сих пор никак не отмечен.
В день 36-й годовщины гибели экипажа члены Моздокского отделения Всероссийской общественной организации ветеранов "Боевого братства", однополчане погибших пилотов собрались помянуть героев Бугаева и Артемова на их могилах. А Геннадий Жильцов сначала был похоронен на родине – в г. Грозном. Но затем, в связи с известными событиями и вынужденным переездом родителей героя в г. Георгиевск, останки второго пилота были эксгумированы и перезахоронены на кладбище г. Георгиевска Ставропольского края. Однополчане бывают и на могиле Геннадия Жильцова: благодарные моздокчане помнят мужественный поступок экипажа.
В прошлом году авиаторы отметили День дальней авиации 29 декабря. Председатель Моздокского отделения "Боевого братства" Владимир Гречаный, проводивший торжественную часть, традиционно вручил благодарственные письма 16-ти юбилярам и билеты четырем новым членам "Боевого братства". От имени военного комиссара Моздокского района и начальника Моздокского военного гарнизона авиаторов поздравил подполковник запаса, ветеран дальней авиации Андрей Алматаев. Собравшиеся заслушали поздравления от однополчан и командования дальней авиации, почтили минутой молчания ветеранов авиагарнизона Моздока, чьи взлеты в небо не закончились посадкой, и кто во славу Отечества сложил свои головы на ратной службе.